Юбиляр может похвастаться не только своей долгой, успешно развивающейся деятельностью, но и значимыми фактами: он является родоначальником школьных музеев в городе, а его создателям – руководителю и участникам поискового отряда МИР – в своё время выпала честь побывать на ВДНХ.
О школьном музее, который открылся в далёком 1957 году, в нынешнем его облике напоминают только экспонаты археологических и краеведческих экспозиций, собранные в то время, а также имя, которое дано в честь его основателя Ларисы Иосифовны Риф, посвятившей музейной деятельности 30 лет. С интересом прошлась по музейным залам и познакомилась с хранящимися здесь экспонатами и корреспондент omsk.aif.ru.
Второе дыхание
Современные школьники сохранили также название детского общественного объединения – «МИР». Такую же аббревиатуру использовали их предшественники советской эпохи – участники поискового отряда, занимавшегося исследовательской краеведческой деятельностью. Именно они начали писать школьную музейную историю. Многие из них и сегодня заглядывают в гости. Глядя на экспонаты, вспоминают чудесные школьные годы и поражаются тому, как выросло их детище.
Действительно, из когда-то маленькой комнаты музей перешёл на большие пространства. Вторую жизнь он получил благодаря возведённому в 2016 году новому зданию школы. Пять лет ушло на работу по созданию концепции, оформлению экспозиций. Но это время стоило того. В прошлом году хранилище истории распахнуло свои двери в новом современном виде, ничуть не уступающем залам музеев более высокого уровня.
«Без вклада всего школьного коллектива, учеников, их родителей, бывших выпускников музей такого масштаба не удалось бы открыть. Уже в новом здании школы дважды проводили акцию «Подарок музею». Это позволило обновить экспозиции: «Русская изба», «Развитие детской игрушки» и другие выставочные стенды. Музей развивается и пополняется ежедневно, но красной нитью в его деятельности проходит тематика «Музей и дети», на этом завязаны все экспозиции, - прокомментировала директор средней общеобразовательной школы №53 Ирина Косинова. - На базе музея часто проходят уроки истории, ознакомительные экскурсии. В последние годы акцент в образовательном процессе поставлен на патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения. Без музея в этом направлении просто нельзя обойтись. Это история, без которой невозможно будущее».
Из древности в современность
В музее есть на что посмотреть, здесь хранится более трёх тысяч экспонатов, в их числе уникальные, которых нет даже в Омском краеведческом музее. Например, анкета, заполненная рукой Ленина, во время его возвращения из ссылки.
«У нас собран значительный материал: костные останки мамонта, древних баранов и крупного рогатого скота, ракушки со дна Древне-Сибирского моря, почвы тропического периода и семена древних растений. Имеются фрагменты глиняной посуды, найденной на стоянках первобытных людей эпохи неолита. Есть и уникальные предметы крестьянского быта: самовары, утюги, лапти, коромысло и другая утварь, - рассказывает руководитель школьного музея Лина Дергач.
- Много предметов и собранной информации доступно раскрывают тему военного лихолетья сороковых. Причём, мы не только рассказываем об общеизвестных событиях, но и стараемся донести до детей историю в «мелочах», которых в этой науке не бывает. Например, в экспозиции «Великая Отечественная война» представлен материал о юной жительнице Омска, которая перечислила откладываемые на покупку куклы деньги на строительство танка «Малютка». Впоследствии именной лёгкий Т-60 построили на средства, собранные детьми нашего региона. В обновлённом музее открылось много новых экспозиций, посвящённых участию наших земляков в боевых действиях локальных войн, развитию промышленности Омского региона, эпохе послевоенного периода и других».
Теперь, когда львиная часть организационной и оформительской работы позади, в музее появилось больше времени на занятия исследовательской деятельностью. В этом активное участие принимают школьники. Среди музейных экспонатов есть работы учащихся, которые заняли достойное место в тематических экспозициях. Среди них макет палаты школы-госпиталя времён Второй мировой. Его смастерила десятиклассница, участница юнармейского движения Мария Тимохина.
А ученик 11 класса Адильжан Кушкулов собственноручно соорудил казахскую юрту в миниатюре. Юноша признаётся, что в музейную жизнь влился с седьмого класса, и каждый год круговорот истории захватывает всё больше.
«История помогает заглянуть в прошлое, осознать настоящее, проанализировать как влияет время на каждые последующие эпохи, а музей добавляет ещё больший интерес разбираться в этих вопросах, - поделился Адильжан. – Создал юрту в рамках работы над индивидуальным проектом, чтобы углубиться в культуру, традиции сибирских казахов, которые проживают на территории Омской области. Я решил не делать обычный скучный текстовый материал, а выполнить работу наглядно. Получился такой экспонат. Русская изба в нашем музее уже есть, возможно, когда-нибудь появится и казахская юрта».
Хороший пример заразителен
На протяжении шести с половиной десятилетий музей ведёт активную работу не только в стенах школы. Юные музейщики - постоянные участники районных, областных и Всероссийских конференций, конкурсов. Одно из первых их достижений – поездка в ВДНХ. В то время было не так-то просто попасть на главную выставку страны, а музей школы №53 удостоился такой чести на следующий год после своего открытия.
60-е годы для хранилища истории стали буквально триумфальными: первое место на Всесоюзном слёте туристско-краеведческих отрядов, второе – на Всероссийских соревнованиях по военно-патриотическому воспитанию, победа во Всесоюзном конкурсе-походе «Следопыт». А призы чего стоят! Мотоцикл и магнитофон – о таком советские мальчишки и девчонки могли только мечтать, учащиеся же школы №53 заработали их своим трудом и энтузиазмом.
Предшественникам стараются не уступать и современные последователи музейного дела. Среди последних побед можно отметить призовые места в региональных этапах Всероссийского конкурса «Лучший городской школьный музей» и общегородского - «Лучшая следопытская работа школьного музея «Неизвестный солдат» в городе Омске». Денежные сертификаты, полученные в состязаниях, позволили приобрести современное мультимедийное оборудование.