Новые бременские. Московская группа ездит по миру в поисках эталонной музыки

В Омске выступило трое из четырёх участников группы. © / Дарья Матысяк / АиФ

В Омске с бесплатным концертом выступила группа «Экспедиция Восход». Они путешествуют по всему миру на двух советских «Волгах», записывая оригинальную музыку, рождённую из пережитого опыта.

   
   

К нам они тоже приехали на машинах, привезя с собой всю аппаратуру, всю команду и всю накопленную в путешествиях энергетику.

Солист группы Илья Михальченков и играет на бас-гитаре, и поёт и отвечает за продвижение группы. Фото: АиФ/ Дарья Матысяк

Музыка в дороге

В музыкальной группе четыре человека: солист-басист, два гитариста и барабанщик. Но на самом деле за проектом стоит множество людей, у каждого из которых своя зона ответственности. Группа снимает собственные фильмы, пишет музыку прямо в дороге, при этом передвигаясь на «Волгах» и «буханке». Конечно, в таких условиях не обойтись без художника, оператора, ответственных за техническую часть и ещё множества людей, которые помогают делать что-то уникальное.

Большая команда работает над созданием качественного продукта, который хочется слушать, смотреть и просто наблюдать за ним со стороны.

Корреспондент «АиФ в Омске» поговорил с солистом «Экспедиции Восход» Ильёй Михальченковым о том, как начались их путешествия, что они хотят сказать своей музыкой и почему группа приехала в Омск.

Дарья Матысяк, omsk.aif.ru: Как бы вы описали вашу группу?

Илья Михальченков: Нас в команде 16 человек - это настоящий медиапроект. Начинали в 2016 году, когда состоялась первая экс­педиция до Бали. Тогда мы сыграли 40 концертов по дороге, пока ехали на «Волгах» через Евразию. Тогда мы ещё не совсем осо­знавали, что происходит. Но со временем стало понятно, что мы честные бременские или новые бременские музыканты. Вот так это закрепилось.

   
   

Любой современный артист - больше чем артист. Сейчас у нас даже скорее съёмочные проекты, нежели музыкальные. Конечно, музыка всегда нас наполняет, мы записываем альбомы по дороге, у нас к «Волгам» добавилась «буханка» со студией записи внутри. Но даже сейчас во время нынешней экспедиции «Этно­хроники» мы снимаем большой,   шестисерийный документальный фильм - это главная цель.

Попасть на Бали

- Как вы решили отравиться в первую экспедицию?

- Если прозаично, нужно было обязательно на Бали попасть. Там в предыдущей жизни произошла смерть лирического героя нашей музыки и Феникс, естественно, должен был восстать из пепла.

Этот путь был символичным, и поэтому попасть туда обычным образом было бы не так весело. Так и появилась идея поехать на машине. Оказалось, что раньше никто так не делал. И плюс в какой-то момент стало понятно, что музыкант в 2000-е, который собирается играть на гитарах, - это как бы провал года, это никому не нужно. А вот проект, который делает что-то яркое, необычное в таком формате, имеет право на существование.

У нас было всего 40 тыс. руб. на четверых, но мы всё равно поехали. Зарабатывали на концертах по дороге, сразу тратили  деньги. В итоге удалось вернуться с теми же деньгами в кармане.

- То есть это был настоящий путь героя?

- Да, конечно. Это некие испытания, после которых была достигнута точка бифуркации (бифуркация - качественная перестройка или метаморфоза. - Ред.). Внутренняя цель была достигнута, но оказалось, как и  всегда в пути, что он сам более важен, чем финальный итог.

Поэтому путешествия продолжились, на них подсаживаешься, как на наркотик.

- Расскажите, в чём смысл вашей нынешней экспедиции?

- Мы собираем этнический материал, пишем в коллаборации со всеми музыкантами, которые знают традиционную аутентичную музыку.

В нашей стране множество народностей, я вот думал всегда, что русский звук - это что-то одно, а оказалось, что в зависимости от исторического периода он разный.

Наш фильм посвящён музыке из разных уголков страны. Первая серия выйдет уже в середине августа. Она о Русском  Севере, Поморском крае. Эта часть страны особенная, потому что местные народы были связаны в основном с рыбным промыслом. У них совершенно свой вид звука и законсервированы северные традиции. Мы ездили в этнические поморские деревни, встретились с этнографами, которые занимаются профессиональным изучением местной культуры. Сделали коллаборации - в альбоме появятся звуки волынки, скрипки, гармошки, гудка.

Параллельно мы ещё в Петербурге, на Ладоге, строим деревянную 12-метровую лодку, пойдем на вёслах через Атлантический океан в декабре 2024 года. И вот в этой транс­атлантической экспедиции мы будем записывать музыку прямо в лодке.

- Как вообще рождается мелодия в дороге? Что вдохновляет в пути на музыку?

- Сам путь и вдохновляет, потому что он расширяет опыт. Путь - это люди, как правило, необычные.

Альбом «Трансатлантика. Часть 1» вышел год назад. Собственно, он был весь так драматургически сложен, что лирический герой, который внутри него существовал, от песни к песне приходил к решению переплыть Атлантику. Вторая часть его по замыслу должна быть записана непосредственно в лодке, чтобы герой остался один на один с реальностью, с собой, и уже понял, чего желает. Это та ситуация, когда пишешь, чтобы закончить историю, вживаешься в роль.

Так что вся музыка «Экспедиции Восход» имеет под собой реальные события, которые внутри человека происходят в пути.

Концерт группы вызвал большой ажиотаж среди омичей. Фото: АиФ/ Дарья Матысяк

Водная тематика

- Послушав вашу музыку,  понимаешь, что водная тематика в ней занимает очень много места. Вот была «Трансатлантика», будущая экспедиция на лодке в море, альбом «Морякам». Что значит для вас водное пространство?

- Вода - это Венера, а Венера - искусство. Вода всегда вдохновляет.

- Сейчас у вас этнотур, в котором вы собираете национальную музыку. А как в Омск попали в этом случае? У нас нет исторически сложившейся народности, которая здесь проживает.

- Из Омска родом прекрасная группа Property of Mongolia, невероятно талантливая. У них есть песня «Берег Иртыша», и мне нужно было обязательно попасть на Иртыш.

И даже если в регионе однородный этнос, у него тоже есть отличительные от любой другой области страны особенности, в том числе в разговорах, диалектах и др.

Я думаю, что среда, в которой мы существуем, сильно влияет на культуру и на то, какие в нас качества передаются от поколения к поколению. Плюс сибирская музыкальная сцена очень оторвана от сцены Центральной России. Мы любим изучать и находить что-то новое для себя, в этом суть путешествий.

- Мы живём в эпоху метамодернизма, когда вообще сложно как-то жанрово характеризовать группу. Но всё-таки, как бы вы  охарактеризовали музыку, которую пишете?

- Если в музыкальные дебри вдаваться, то ядро - это такое midwest emo 90-х, американская музыкальная волна. А ещё примесь каких-то других жанров: и пост-хардкор, и пост-панк.

Опять же я согласен, что в современной метамодерн-реальности понятия жанра нет. Но есть внутренний посыл, и у нас он, наверное, такой: музыка «Экспедиции Восход» - это идеальный дорожный саундтрек.