Евангелие Фёдора Достоевского. Как расшифрованы тайные пометки автора

Такой Завет читал писатель. © / Наталья Виркунен / АиФ

К 200-летию со дня рождения философа и писателя представили факсимильное издание Евангелия, которое принадлежало Достоевскому.

   
   

В октябре прошлого года в Омском государственном литературном музее имени Достоевского благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» представил сигнальный экземпляр другого - трёхтомного издания «Евангелие Достоевского». В Омск пятитомник так и не доехал. Зато в этом году появилась онлайн-версия уникального проекта.

Всюду с ним

Эту книгу он читал всю жизнь, с каторги и до самой смерти. Учёные сумели найти полторы тысячи знаков, отметок, сделанных великим писателем. Что же более всего волновало Достоевского при чтении Евангелия? Являются ли его тайные пометки ключом к художественным открытиям?

Сначала о книге: пять томов вложены в футляр в виде каземата - с тюремными воротами и маленькими окнами. Главный том - факсимильное Евангелие Достоевского. Слева и справа от него - комментарии к пометкам писателя. Ещё два тома - сборники научных материалов и исследований.

Вспомним, что книгу Достоевскому подарила жена декабриста Фонвизина. Случилось это после оглашения приговора петрашевцам в Тобольске, где каторжане ждали отправки в омский острог. Жёны декабристов добились у начальника пересыльной тюрьмы свидания с заключёнными и подарили каждому Новый Завет. С Натальей Фонвизиной Достоевский потом долго переписывался. Именно ей адресованы его известные слова о том, что лучше «оставаться с Христом, чем с истиной».

«Евангелие - единственная книга, позволенная в остроге, - вспоминал Фёдор Михайлович. - Она лежала под моей подушкой на каторге. Я читал её и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного…»

Из омского острога писателя перевели в Семипалатинск. Он бывал в Барнауле, Кузнецке, Твери, а после амнистии вернулся в Петербург. Евангелие всюду с ним.    
   

Вечная книга

Достоевский - один из самых сложных для понимания русских писателей. Как никто другой, он заставляет читателя думать, ставя вопросы и не давая на них прямых ответов. И Евангелие - один из ключей к его миру.


Евангелие - единственная книга, позволенная в остроге. Она лежала под моей подушкой на каторге. Я читал её и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного.


По формату «Сибирская тетрадь», которую писатель вёл в Омске, совпадает с Евангелием, и это не случайно. Согласно мнению исследователей, тетрадь отлично вкладывалась в томик Евангелия. После реставрации книги многие пометки Достоевского исчезли. Их пришлось заново обнаруживать, восстанавливать в новом издании. Впрочем, на поля вынесены указания на всё, что так или иначе было отмечено Достоевским.

Нашли пророчества

Первые пометки в Евангелии сделаны кончиком ногтя: письменных принадлежностей заключённым иметь не полагалось. В дальнейшем знаки наносятся бережно: сухим пером, карандашом, редко - чернилами. Больше всего пометок на текстах Иоанна Богослова. Это Евангелие дало толчок развитию сюжета «Преступления и наказания». К рассказу евангелиста о Лазаре учёные обнаружили 14 пометок, сделанных в разные годы. Рассказ испещрён подчёркиваниями  - чтение этого отрывка Соней Раскольникову - центральная сцена в «Преступлении и наказании».

Макет Достоевского в полный рост. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

Мотивом воскрешения, восстановления падшего человека и завершается роман: на каторге Раскольников вспоминает о чуде, совершённом Спасителем, и просит священную книгу у Сони.

Пророчества любимого ученика Христа стали также стимулом для другой книги, которую тоже назовут пророческой. Речь о «Бесах». «И видел я зверя, выходящего из земли» - напротив этих слов Фёдор Михайлович пишет: «Соцiал», то есть «социализм». Зверь, как сказано в Апокалипсисе, «говорит гордо и богохульно», будет вести войну со святыми и на какое-то время победит их... Потребитель, ставший главным объектом политических манипуляций и философских исследований уже в XX веке.

Небрежение словом

Итальянская исследовательница Сальвестрони посвятила целую книгу библейским и святоотеческим источникам в творчестве Достоевского. Она отмечает особую роль, которую Евангелие играет в жизни героев его романов: «Раскольников, Ставрогин, Степан Трофимович, Ипполит, Алёша просят почитать или слушают чтение евангельского текста в те критические моменты, когда им необходимо выяснить что-то самое важное в своём существовании и когда они не могут этого сделать самостоятельно. Для каждого из них цитата из Евангелия является уже знакомым текстом, наполненным понятным им смыслом. Однако каждый герой слышит отрывок так, будто он адресован именно ему и только ему».

Романы Достоевского буквально пересыпаны библейскими текстами, особенно  цитатами из Евангелия.

Благодаря постоянным отсылкам читателя к библейским мотивам «в произведениях Достоевского надо всем главенствует активный познавательный процесс. Они представляют собой рассказ о том, как шёл познавательный процесс условного «рассказчика», его грандиозные «дознания», как бы облава на факты, художественное «следствие» и «расследование». Это связано с тем, что в основе большинства крупных произведений Достоевского лежит преступление - чаще всего убийство… Стиль Достоевского - это стиль, в котором ясно проступает стремление к стимулирующей мысль читателя незаконченности. Это стиль, рассчитанный на то, чтобы провоцировать у читателя свои выводы, заключения и размышления. Достоевский недоговаривает, намекает, выражается как бы неточно и вместе с тем с какой-то поражающей утончённостью. Он заставляет читателя думать и делать свои выводы». Так считает исследователь и филолог Дмитрий Лихачёв в своём «Небрежении словом».

620 страниц под микроскопом

Как специалисты разглядели мельчайшие, часто бесцветные знаки на старинной книге? На помощь пришла современная оптико-электронная техника. Каждую из 620 страниц Евангелия сняли цифровой камерой при специальном освещении. Чтобы обнаружить ногтевые отметки, оптику наклоняли под углом до 40 градусов и снимали в чёрно-белом режиме изображения для контрастности.

Полученные снимки изучили на компьютере при 40-кратном увеличении. За годы кропотливого труда удалось установить 1426 пометок, сделанных рукой Достоевского. Наиболее важные фрагменты писатель 364 раза отметил ногтем, и это, скорее всего, было в самый мучительный период пребывания на каторге, когда ему запрещалось писать. Так специалисты создали новое научное направление - оптико-электронную текстологию, и произошло это при изучении Евангелия Достоевского.

Религиозная концепция творчества

У Достоевского была почти религиозная концепция творчества. Как священник, писатель был исповедником своих героев. А свою вину герои и их автор разрешают самим актом творчества: исповедью, покаянием и искуплением. Эта идея позже была выражена в служении и поучениях старца Зосимы: сделать себя ответчиком за чужой грех. Виноваты все. У каждого своя мера вины. Одни виноваты в том, что сделали, другие - в том, что не сделали. Кажущаяся невиновность лишь иллюзия: каждый в ответе за мировое зло. Возможны духовное воскрешение и спасение любого человека.

Наверное, тем более интересно следить за мыслями великого человека, читающего великую книгу. Понятно, что Достоевский отмечает многие хрестоматийные цитаты, но, по существу, весь текст несёт на себе следы неоднократного прочтения - карандашные пометки, отчёркивания ногтем или сухим пером, загибы страниц. Чтобы найти, наконец, своего Достоевского, электронное Евангелие стоит открыть самому. Для этого и был  создан новый электронный ресурс.