Достоевский в бронзе и бетоне. История создания памятников в Омской области

Слева - памятник в Большеречье, справа - в Омске. © / Коллаж АиФ

Памятник Достоевскому в Омске установлен в створе ул. Спартаковской и Партизанской 12 ноября 2001 года. Казалось бы, почему так поздно? Великий русский писатель был, что называется, самым знаменитым омским каторжанином.

   
   

Говорят, в этом виноват Владимир Ильич Ленин, недолюбливавший книги Фёдора Михайловича. Про «Бесов» вождь мирового пролетариата сказал, что ему такая литература точно не нужна: «На эту дрянь у меня нет свободного времени». Но вот «Записки из Мёртвого дома» оценил как «непревзойдённое произведение русской и мировой художественной литературы, так замечательно отобразившее не только каторгу, но и «мёртвый дом», в котором жил русский народ при царях из дома Романовых».

История одного конкурса

У истоков увековечения памяти Достоевского в Омске стояло областное отделение Советского фонда культуры вместе с представителями общественности.

«Ещё в первые годы своего существования отделение фонда (а в Омске оно было учреждено 21 ноября 1987 года) обращалось к омичам с идеей торжественной встречи предстоящего в 1991 году 170-летия со дня рождения великого русского писателя», - пишут об этом в альбоме «Омское пространство Достоевского» Алексей Сорокин и Сергей Наумов. Кстати, в этом же году отмечалось 130-летие со дня написания «Записок из Мёртвого дома».

Власть поддержала идею создания памятника великому писателю, решено было объявить конкурс на лучший проект скульптурной композиции. Дело было за малым - определиться с местом установки. Тогда была выбрана южная сторона Первомайского сквера в районе пересечения улиц Спартаковской и Красина с одновременным восстановлением Тарских ворот (снесены в 1959 году). Для поощрения участников был установлен призовой фонд. За победу в конкурсе решено было вручить 3000 руб., за второе место - 2000 руб., за третье - 1000 руб. Поощрительный приз оценивался в 500 рублей (суммы по тем временам значительные).

Летом 1989 года состоялся финальный этап конкурса. К тому моменту на общественное обсуждение были представлены 13 проектов. Споры были жаркими, конкуренция жёсткой - в отборе принимали участие московские, ленинградские ваятели. Проект скульптора Сергея Голованцева и архитектора Альберта Каримова был назван лучшим с формулировкой «За оптимизм образа, потенциальные возможности авторов, профессиональный подход».

   
   

Серебро досталось скульптору Семёнову, архитекторам Кукарцеву и Шевченко за проект «Этап». Жюри похвалило их за градостроительную трактовку. Бронзу вручили за скульптурную композицию Цымбалу и архитектору Захарову, как решила комиссия - «За образное решение скульптуры» (бюст Достоевского из этого проекта установлен в четвёртом корпусе университета его имени в 2006 году). Проект Голованцева и Каримова не был тогда воплощён. В 1991 году страну охватил кризис, было не до Достоевского.

Спустя десять лет

В канун 180-летия великого писателя о памятнике вспомнили вновь. И его всё же установили, пусть и в бетоне. Место для него выбрали другое, но тоже исторически правильное - на территории той же Омской крепости, по каторжному пути Достоевского.

Открывали памятник торжественно, говорили, что скульптура символизирует сопричастность Омска к национальной и мировой культуре. Бывший тогда губернатором Леонид Полежаев отметил, что установленная скульптура - дань нашей памяти, обращение омичей к наследию великого писателя и мыслителя.

Работая над моделью, скульптор сделал множество этюдов: мы могли бы увидеть молодого Фёдора Достоевского, автор «примерял» ему разные одежды - сюртук, шинель, арестантскую робу. Решено было отказаться от шикарного постамента, для каторжанина это было бы неуместно.

Омский Достоевский «идёт», будто преодолевая порывы ветра с реки. В руке - Евангелие, единственная книга, которую ему было разрешено читать в остроге. И она ценна для него, потому что подарена жёнами декабристов ещё на пересылке в Тобольске. Памятник без надписей и табличек, но одно слово всё же нанесено - лаконичное «Достоевскому».

Высота скульптуры вместе с постаментом пять метров, первоначально она была сделана из бетона, в 2007 году скульптуру заменили на бронзовую. Бетонного Достоевского передали в Большеречье, его установили у районной библиотеки в ноябре 2020 года.

Монтажом занимался местный мастер Сергей Дворниченко. Он подогнал все три части, из которых состоит монумент, обновил его и обработал специальным долговечным покрытием - в два слоя графитом (изначально тот был покрыт краской).

Хранился до этого монумент в запасниках министерства культуры. Заменили его на бронзовый не случайно - материал оказался недолговечным и требовалась постоянная реставрация. Однажды вандалы даже отломали бетонной фигуре палец на руке. Сколько он простоит в Большеречье - покажет время, хочется надеется, что и здание за его спиной будет отремонтировано. У администрации района вроде бы есть на это планы.

По всему миру

Первый монумент писателю появился в Москве на Цветном бульваре в 1918 году в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, это была работа скульптора Сергея Меркурова 1911-1913 годов. Однако в 1936 году памятник перенесли на улицу Достоевского к Мариинской больнице. В этом доме родился и жил писатель.

За границей увековечили память о великом писателе в Баден-Бадене и Висбадене (в последнем Достоевскому поставили бюст за то, что он проиграл в местном казино все деньги), в Хомбурге, Дрездене (Германия). Есть монументы в Болгарии - Достоевский весьма сочувствовал болгарам в деле борьбы за освобождение от османского ига. Во Флоренции установлена мемориальная доска Фёдору Михайловичу, здесь он завершил роман «Идиот».

Установлены скульптуры в странах ближнего зарубежья, в бывших советских республиках. В центре эстонской столицы стоит памятник классику, в юности тот часто бывал в Ревеле (ныне Таллин), где жил его старший брат Михаил. В Литве, в Вильнюсе на здании одной из гостиниц, в которой писатель останавливался, была открыта мемориальная таблиц. В Саду скульптур украинского города Харькова есть свой Фёдор Михайлович.