Достоевский на вишнёвой косточке. Микроминиатюрист показал свои шедевры

Анатолий Коненко сам провел экскурсию для гостей музея. © / Валерия Загорская / АиФ

В омском музее имени Достоевского в честь Дня города и 200-летия писателя открылась четвёртая по счёту выставка «Достоевский в миниатюре».

   
   

На ней представлены работы нашего земляка - художника-микроминиатюриста Анатолия Коненко. Автор на открытии выставки лично провёл экскурсию и рассказал гостям музея о своём творчестве.

Книга книге рознь

Работы микроминиатюриста известны во всём мире. Фото: АиФ/ Валерия Загорская

На выставке присутствует множество экспонатов, среди них макеты крепостного острога и комендантского дома, барельеф Фёдора Достоевского на половинке вишнёвой косточки, жук-каторжник, закованный в кандалы, и др. Особый интерес представляют книги-микроминиатюры: «Записки из Мёртвого дома», «Братья Карамазовы», «Белые ночи», а также иллюстрации Анатолия Коненко к повести «Село Степанчиково и его обитатели».

Интерес к творчеству Достоевского у Анатолия Ивановича возник давно. Одна из работ художника, подаренная музею, датирована 1990 годом, то есть ей более 30 лет. Самому молодому экспонату всего пара месяцев. Как признался автор, он сам стал забывать, какие из его миниатюр находятся в музее.

«Одно из направлений, которым я занимаюсь, - миниатюрная книга. В экспозиции представлено несколько экземпляров, хотя у меня их несколько сотен, - рассказал Анатолий Коненко. - Среди экземпляров произведения Достоевского «Белые ночи», есть книга размером всего 8х9 мм. Если вооружиться лупой, можно прочитать произведение, рассмотреть иллюстрации. По качеству печати микрокнига ничуть не уступает  изданиям обычного размера».

Иллюстрации - только собственные

Коненко рассказал гостям выставки о своём творчестве и работах. Фото: АиФ/ Валерия Загорская

Иллюстрации для своих книжных миниатюр Анатолий Иванович делает сам. «Я издал уже около 400 книг, и ни в одной из них нет чужих иллюстраций. К примеру, «Записки из Мёртвого дома» содержат 72 иллюстрации, - подчеркнул художник. - В экспозиции представлены гравюры, оттиски с которых вошли в микрокниги».

Микрокниги отличаются и дизайном. «Книг с произведениями Достоевского в классическом дизайне у меня довольно много, но хочется ещё чего-то необычного, поэтому я не так давно создал две книги с необычным переплётом - обложка сделана из кусочков кирпича, найденного мною на раскопках фундамента омского острога», - поделился автор. Излишне говорить, что внутри этих книг текст «Записок из Мёртвого дома».

   
   
Коллекции микроминиатюриста ежегодно пополняются новыми экземплярами. Фото: АиФ/ Валерия Загорская

А переплёт можно делать не только из кирпичей, но и из дерева. Одна из книг - «Записки из Мёртвого дома» - сделана из древесины сибирской акации. Шипы, по словам Коненко, символизируют омский острог. Книгу можно открыть, но читать - только с помощью увеличительного стекла. Эта работа может считаться уникальной из-за материала обложки, а также из-за миниатюрного топора, который закреплён на форзаце. По словам художника, топор в данном случае - символ острога.

Книга «Братья Карамазовы» - великан среди микроминиатюр. Её обложка сделана из массива кедра и кожи. Книга была создана пять лет назад и отдана в дар музею.

Портреты и барельефы

Портретов Достоевского Коненко создал уже несколько на разных поверхностях. Фото: АиФ/ Валерия Загорская

Анатолий Коненко за свою жизнь создал множество портретов Фёдора Достоевского. На выставке представлены четыре офорта. Все они меньше одного квадратного сантиметра, но выписаны настолько чётко, что видна каждая чёрточка. Один из портретов выполнен на срезе бивня мамонта, утопленного в камне. По словам художника, это одна из первых его работ, подаренных омскому музею.

Другой экспонат, один из самых старых в коллекции музея, - портрет-барельеф писателя в половинке вишнёвой косточки. Ещё один портрет сделан из грецкого ореха.

В 2000 году художник создал целую композицию: портрет Достоевского на половинке кедрового орешка и на бересте копии рукописного текста «Записок из Мёртвого дома», с сохранением почерка писателя.

Ещё один крайне любопытный персонаж - жук-каторжник, закованный в кандалы. «Когда я сделал этого жука, многие возмущались: как я мог мучить насекомое, - поделился воспоминаниями Анатолий Иванович. - Во-первых, никаких насекомых я не мучаю, мне этот великолепный экземпляр жука-носорога был подарен, и он к тому времени не был живым. Во-вторых, я своей работой добился, чего хотел: жук в кандалах вызвал справедливое возмущение ограничением свободы живого существа». Кстати, кандалы на жуке - миниатюрная копия тех, в которые заковывали каторжников в бытность Достоевского в Омске.

Один из символов Омской крепости - Воскресенский собор. В нём на службах часто присутствовал Достоевский. Культовое здание было разрушено и не так давно восстановлено. В память об этом событии Анатолий Коненко создал монету с изображением собора. Сейчас она хранится в музее.

Все микроминиатюры можно рассмотреть только с увеличительным стеклом. Фото: АиФ/ Валерия Загорская

Особые экспонаты выставки - цветные иллюстрации к произведению Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Как рассказал художник, всего было сделано 10 или 12 иллюстраций, три из них хранятся в Омске, остальные - в других музеях России. «Хочу собрать эти иллюстрации, чтобы они хранились в одном месте», - обмолвился Коненко.

На выставке есть композиция, которую составляют портрет коменданта Омской крепости де Граве и экземпляр «Записок из Мёртвого дома». Это символично, поскольку музей имени Достоевского располагается в бывшем доме коменданта.

Все микроминиатюры настолько мелкие, что разглядеть их можно только через увеличительное стекло. Очень не хватает фотографий экспонатов, чтобы увидеть невооружённым глазом, что же изображено.