Дом и галерея. Омскому музею Кондратия Белова исполнилось 30 лет

Красивый особняк с мезонином стоит в историческом центре Омска. © / Максим Кармаев / АиФ

Инициатором создания музея считается местное отделение Союза художников России, а его основателем является Вера Белова, дочь живописца.

   
   

Большой, богато украшенный резьбой дом с мезонином и башенками-бельведерами Филипп Штумпф построил в 1901 году. Он был, как бы сейчас сказали, успешным бизнесменом, к тому же общественным деятелем, талантливым агрономом, конезаводчиком, гласным Омской городской думы, председателем биржевого комитета, членом Русского географического общества и вице-президентом Омского общества коневодства.

При чём тут конезаводчик?

Особняком любовались, смотрелся он и по тем временам диковинно, к тому же по уровню комфорта был роскошным. С приходом советской власти дом был конфискован, сам Штумпф покинул Омск ещё с отступающими войсками Колчака, но по дороге заболел тифом; после выздоровления вернулся обратно, но к тому времени в его особняке расположился детский дом, а с 1930-х до середины 1980-х размещались коммунальные квартиры.

В 1980 году зданию присвоили статус памятника архитектуры. В 1985-м возникла идея - создать в старых особняках мастерские и отдать их народным художникам Белову и Либерову, чтобы они могли проводить там выставки, общаться с людьми. Кондратий Петрович сам выбрал здание под свой музей, и в 1987-м здесь начались работы по ремонту и восстановлению его фасада и интерьеров. К сожалению, Белов не дождался окончания реставрационных работ. Тогда было решено передать здание на баланс Омского музея изобразительных искусств, чтобы открыть мемориальный музей его имени. Вера Кондратьевна взялась за организацию нового учреждения, позже оно стало самостоятельной культединицей.

Она строила музей как семейный дом, в дар было передано 100 работ Белова - с них и началось формирование фонда, который сейчас насчитывает почти 1000 экспонатов. Ещё одна традиция, которую удалось возродить музею Кондратия Белова за эти годы, - это рисовальные понедельники. Такие вечера были в дореволюционном Омске в начале XX века, при Штумпфе, а устраивало их Общество художников и любителей изящных искусств Степного края.

Уникальное здание. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Народный художник РСФСР

Многие думают, что Кондратий Белов - коренной омич. Однако он родился на Урале, вырос в Томской области. В 1919 году был мобилизован колчаковцами, потом служил в Красной армии. На него обратил внимание руководитель полковой художественной студии Георгий Мануйлов и взял к себе на трёхмесячные курсы, потом Белов был командирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. В середине 1920-х годов перебрался в Омск. Здесь поступил на полиграфическое отделение художественно-промышленного техникума им. Врубеля.

Живопись не оставлял, был принят в члены Союза художников СССР. Стал оформлять театральные постановки и сам играл на сцене - в 1934 году в клубе мелькомбината им. К. Ворошилова появился новый режиссёр, он же художник, он же актёр Кондратий Белов. В 1937 году ему припомнили белогвардейское прошлое, исключили из партии и Союза художников, уволили из клуба. По той же причине не взяли на фронт во время Великой Отечественной войны. Но и в тылу ему было чем заняться.    
   

После войны Белов принял участие в росписи Сибирского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. За пейзаж «Лесосплав на Иртыше» Кондратию Петровичу чуть не дали Сталинскую премию, только опять вспомнили про его службу в белой армии.

Белова вообще называют великим пейзажистом, есть у него работы, посвящённые истории - тема революции и Гражданской войны в Сибири была для него особой. По сути это художественные мемуары живописца. На его полотнах много архитектурных памятников, к сожалению, уже навсегда утраченных. Он иллюстрировал и книги.

В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств, в 1976 - народным художником России. Его называли патриархом сибирской живописи, почти признанным в искусствоведении стало выражение «кондратовское небо» - оно у него особенное. Внешний облик самого Белова был весьма запоминающимся - он носил шикарные усы.

В музей Белова картины, как правило, приносят. Здесь есть собрание работ современных омских живописцев и графиков, в том числе и его не менее именитого сына Станислава. Дело сейчас продолжает внук художника - Владимир Белов.