«Для сцены я профнепригоден». Как без пол-литра водки понять смысл жизни

Театр попрощался со спектаклем, который шёл десять лет. © / Омский государственный драматический «Пятый театр»

Он вместе со зрителями прощался со спектаклем «От красной крысы до зелёной звезды» Пятого театра. Десять лет назад он назвал постановку «психологической солянкой с эффектом лёгкой задумчивости».

   
   

Спектакль поставлен по пьесам Алексея Слаповского - любимого автора Пускепалиса. Возможно, в будущем омичи вновь увидят совместное их творение. По крайней мере, уже прошла читка «Свадьбы» драматурга, а это почти репетиция нового спектакля. О прощании со спектаклем и новых планах Сергей Пускепалис рассказал корреспонденту «АиФ».

В поисках птицы счастья

Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Десять лет назад на пресс-конференции перед премьерой спектакля вас спросили, кто ваши любимые драматурги, вы ответили: Слаповский и Метерлинк. С тех пор что-то изменилось? По-прежнему хотите поставить «Синюю птицу»?

Актёр, режиссёр, заслуженный артист РФ Сергей Пускепалис. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»

Сергей Пускепалис: Конечно, хочу. Я не лишён идеализма, свойственного мне в то время. Драматург Алексей Слаповский мне близок, он мой хороший партнёр. Помимо этих замечательных авторов, есть, конечно, другие хорошие драматурги. Например, Николай Лесков. Сейчас идут репетиции спектакля «Русская война Пекторалиса» по его повести «Железная воля» в московском театре Олега Табакова (знаменитая повесть о русском и немецком национальных характерах (1876), не включённая Лесковым в прижизненное собрание сочинений, была извлечена из забвения и пере­издана только во время Великой Отечественной войны. - Ред.). О постановке мы договаривались ещё с Олегом Павловичем,  эта договорённость осталась в силе и с нынешним руководителем театра Владимиром Машковым. Премьера запланирована на 1 марта.

- Прощание со спектаклем - это уникальная омская история?

- Нет, многие театры устраивают такие прощания с моими спектаклями. Магнитогорский драматический театр имени Пушкина, которым я долго руководил, тоже имеет такой опыт. Это очень хорошая практика, которая есть и в Пятом театре.

Постановка «От красной крысы до зелёной звезды» играется сотый раз после 10 лет эксплуатации её театром. Спектакль любят, тем не менее надо уступать место следующим работам и творческим достижениям. Поэтому сегодня остаётся любить время, когда мы все  встретились, нам понравился материал и мы сделали спектакль для зрителей города Омска.

   
   

Кошмарить зрителя можно, но не нужно.

- У вас есть другие спектакли, которые прожили столько лет? Были ли случаи, когда вы что-то меняли?

- Все мои спектакли - долго­жители. Некоторые я «реконструирую» и осуществляю вводы самостоятельно. Что касается спектакля «От красной крысы до зелёной звезды», мне не удавалось самому заниматься им, но в неувядающем качестве постановки я не сомневаюсь.

- За эти десять лет состав, конечно, менялся много раз. Это как-то контролировалось вами?

- Не получалось, к моему сожалению. Бывает, приезжаешь спустя много лет в театр и понимаешь: сделал что-то не так. В моей практике были случаи, когда я вносил изменения в  идущую постановку. В Омске я уже ничего поменять не могу - только вспоминать и любить то время, когда мы вместе работали. Ещё мне кажется, в театре возникла некая «школа молодого бойца» на базе этого спектакля. Приходил человек, вводился, показывал, насколько он талантлив, а я уверен, здесь все актеры талант­ливы. Спектакль «От красной крысы до зелёной звезды» я не считаю одной из своих лучших работ. Я считаю его своей  лучшей работой.

- Каков же основной посыл спектакля «От красной крысы до зелёной звезды»?

- Надо жить. Жить, работать и искать любовь.

Насмешить Бога

- Готовите ли вы новый проект в Пятом театре или на этом сотрудничество приостановится?

- Говорят, хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Тем не менее хотелось бы думать, что мы ещё посотрудничаем. С Пятым театром у меня тёплые отношения благодаря его, к сожалению, ушедшему из жизни руководителю - Александре Юрковой, моему огромному другу, товарищу, коллеге. Она приютила большое количество режиссёров, которые успели поработать в театре, поэтому хотелось бы думать о лучшем. Мы обсудили с Никитой Юльевичем (Гриншпун - главный режиссёр Пятого театра. - Ред.) варианты нового сотрудничества. Но чтобы я не просто приехал и покрасовался здесь. Может, возникнет какая-то история. Однако говорить, что именно это будет, пока рано.

- Вы много ставили в театрах. Отличается ли зритель столичного театра от провинциального?

- Зрители здесь не меняются, не ротируются, как в столице. Там в театр ходят приезжие люди. Поэтому в провинциальном театре должно быть всё гарантированно качественно. Если один раз что-то сделать плохо,  второй раз это может сильно сказаться на посещаемости. Огромное счастье, что театр вообще есть, это великая конгломерация разно­образных искусств. Поэтому здорово, что он существует и имеет поддержку зрителей. Проще говоря, театр - это универсальный институт, который позволяет без пол-литра водки понять смысл жизни.

- Но порой в театре такого насмотришься…

- Кошмарить зрителя можно, но не нужно. Многие думают, что они своей «исключительностью» исключительны. Нет, наше призвание на самом деле состоит в том, чтобы зритель по-другому взглянул на свой день, на свою жизнь. Вообще, жизнь и так тяжела, а когда ещё наш брат лишний раз тюкает, чтобы сделать её беспро­светнее… Это не означает, что мы должны лить тоннами кисель, лишь бы заново обострить и взъерепенить чувства.

Кино и фестиваль

- Наверное, всем актёрам задают такой вопрос: где работать сложнее или проще? В театре или на съёмочной площадке?

- В театре у актёра больше ответственности. Как я всегда говорю: «В театре встретились на всю жизнь, а сделали на время, а в кино на время встретились, а сделали на всю жизнь». В театре актёр на передовой, в ответе за всё.

- А почему вы не выходите на сцену как актёр, а предпочитаете сниматься в кино?

- Для сцены я профнепригоден. Сразу включается огромное количество контролёров. Это страшно смотреть - сплошной зажим и всё такое. Я считаю, что актёр на сцене - бесстрашный человек, как гладиатор, который выходит и начинает манипулировать публикой. Для этого нужны определённые навыки характера, которые у меня уже ушли. К счастью это или к несчастью, не знаю. А кино… во-первых, это хорошо оплачивается.

- Будет ли продолжение сериала про дворничиху Мавлюду с Равшаной Курковой?

- В Омск я приехал со съёмочной площадки сериала «А у нас во дворе». Мы сейчас занимаемся подготовкой второго сезона этой гастарбайтерской эпопеи. Закончить её планируем к концу сентября. К концу года, надеюсь, всё смонтируем, пройдёт продакшн.

- Вы участник многих кинофорумов, бывали и у нас в Омске на фестивале кинодебютов «Движение». Есть свои подобные проекты?

- Сейчас делаю фестиваль «Герой и время» в Железноводске, это конгломерация Кавказских Минеральных Вод. Мы его учредили с организацией «Русский художественный союз». Планируем, что он станет ежегодным. Он пройдёт с 25 мая по 2 июня следующего года.

- А кино? Пока как кинорежиссёр вы выступаете в одной картине…

- Фильм «Клинч» вышел в 2015 году, это очень сложная история - быть кинорежиссёром. Ты занят только этим, живёшь фильмом, на другие проекты нет времени и сил. Но я надеюсь продолжить наше сотрудничество с Алексеем Слаповским и поставить второй фильм. Идея у нас вызревает потихоньку, но требует больших капиталовложений. Пока ищем деньги.

Досье
Сергей Пускепалис родился 15 апреля 1966 г. Актёр, режиссёр, заслуженный артист РФ. Мама родом из Болгарии, а отец из Литвы. Среднее образование получил в Саратовском театральном училище. Высшее - в РАТИ (ГИТИС) под руководством Петра Фоменко. Работал в театрах Самары, Магнитогорска, Ярославля. В кино впервые снялся у Алексея Учителя в фильме «Прогулка» (2003 г.) За роль в фильме «Как я провёл этим летом» получил приз Берлинского кинофестиваля. В 2015 году состоялся режиссёрский дебют - в прокат вышел фильм «Клинч». Не менее известен сын Пускепалиса Глеб, тоже актёр.