Демоны Раскольникова. В ТЮЗе состоялась премьера спектакля по Достоевскому

В спектакле персонажи разговаривают с Раскольниковым даже в его мыслях. © / Дарья Матысяк / Из личного архивa

В омском ТЮЗе 6 сентября состоялся премьерный показ спектакля «Престуление и наказания» по книге Ф. М. Достоевского. Спектакль вызвал ажиотаж и собрал полный зал зрителей.

   
   
Декорации и костюмы спектакля были максимально минималистичны. Фото: Из личного архивa/ Дарья Матысяк

Всё гениальное просто

Режиссёром постановки выступил Дмитрий Акимов из Иркутска — он сам охарактеризовал свой спектакль как «экзистенциальную драму».

Действительно, Великое Пятикнижие Достоевское, которое начинается как раз с романа «Преступление и наказание», исследует экзистенциальные проблемы человека, его эмоции и его уникальность. Именно из-за ощущениясвоей особенности, необычности, Раскольников в книге и совершает убийство.

Внешняя сторона спектакля уступает перед её внутренней стороной — декорации и костюмы лаконичны, все герои одеты исключительно в чёрные одежды, помещение организовано условно, одни и те же интерьеры могут означать разные комнаты. Сделано это для того, чтобы зритель, не отвлекаясь на мишуру, мог погрузиться во внутренний мир главного героя, Родиона Раскольникова.

Каждый из персонажей разговаривал с главным героем не только наяву, но и «во сне». Фото: Из личного архивa/ Дарья Матысяк

Особенностью постановки является визуализация «демонов» бывшего студента — все они предстают в образе персонажей, окружающих главное действующее лицо. Они говорят не внутренними голосами самого Раскольникова, а реальными голосами обывателей, которыми он считает всех, кроме себя. Светопись спектакля также показывает, как в сознании «убивца» мешается реальная жизнь и борьба с этими демонами в его голове.

Черный цвет в спектакле почти как жёлтый цвет в самом романе — олицетворяет порок, болезнь и грех. Фото: Из личного архивa/ Дарья Матысяк

В начале было слово

Тем не менее, спектакль сохраняет оригинальную структуру книги и достаточно чётко передаёт сюжет Достоевского, дополняя его визуальными образами.

Белый цвет здесь при общей тёмной монохромности характеризует чистоту и раскаяние, синий — сумасшествие, чёрный (почти как жёлтый в самой книге) — смрад и загрязнённость окружающего мира.

Переживая вместе с Раскольниковым душевные терзания, муки совести, мы не только исследуем теорию самого преступника, но и заглядываем себя, открывая чёрные стороны личности каждого. Не зря в образах персонажей подчёркиваются их недостатки: Лужин высокомерен, но труслив, Свидригайлов безумен, Разумихин увлечён женщинами. Так мы понимаем, что грех есть в каждом, а не только в том, кто нарушил главный закон — не убий.

Любовь и исповедь — вот, что спасает человека, даже если он падает на самое дно. Фото: Из личного архивa/ Дарья Матысяк

И здесь только Сонечка, как и у Достоевского, остаётся слабым светом надежды. Она тоже пала, продалась, но не ради себя и своего благополучия, а ради отца, мачехи, детей, а в итоге — и Раскольникова.

Любовь — единственное, что может искупить грех. Не зря в конце самого романа Достоевский пишет: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

(16+)