Время выбора. Как ты поступишь перед лицом смертельной опасности?

Ещё полгода назад это был только эскиз. © / Полина Козлова / Омский ТЮЗ

Омский ТЮЗ опять пригласил зрителей на премьеру – на этот раз спектакль «случился» благодаря осенней Лаборатории для детей и подростков «Своя территория». Она проходила в ТЮЗе, и там показали эскизы пьес для подростков, написанные современными драматургами.

   
   

Интересно, что пьесы авторы создавали в сотворчестве со школьниками, и омский ТЮЗ там представил «Лисьи огни» (16+). Пьесу написала Влада Ольховская из Могилёва, режиссёром выступил Александр Черепанов из Челябинска. Тогда, на Лаборатории, именно «Лисьи огни» были названы лучшей пьесой, а коллектив артистов ТЮЗа – лучшим актёрским ансамблем.

В трёх театрах

И сразу же пьеса «Лисьи огни» оказалась востребованной: в начале апреля она будет идти (правда, на закрытых показах для подростков) в Камчатском театре драмы и комедии, а в конце апреля выйдет в Великолукском драмтеатре, там даже конкурс костюмов объявили. 

Психолог верит, что эти подростки ещё не совсем потеряны для общества. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

Но омичи (всё же наша Лаборатория) смогли раньше  – премьера у нас состоялась 28 марта. Тот же актёрский состав, тот же режиссёр, на премьере – и автор пьесы, и её соавторы.

Перед зрителем разворачивается интересная картина, начинающаяся с водителя автобуса. Во-первых, это… женщина, Лидия Андреевна (Анастасия Шевелёва). Во-вторых, она, кажется, заранее недолюбливает своих пассажиров, хотя сама недалеко от них ушла – эдакая разбитная бабёнка, которая в карман за словом не полезет: судя по манерам, пригвоздить может и не совсем цензурным словом, и не важно, что перед ней дети.

Психолог (Виталий Сосой) одёргивает водителя: «Лидия Андреевна, они не преступники, они просто дети, нуждающиеся в помощи!» На что слышит: «Да, я прям вижу, что в доброте они с младенцами конкурировать могут. Вы их священнику показывать пробовали?»

Вот такой водитель попался "деткам". Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

«Мой персонаж, хотя и резкий, но добрый человек, она знает, что делают эти ребята, и они ей не нравятся», - говорит Анастасия Шевелёва.

   
   

Пауки в банке

В салоне автобуса (на сцене ТЮЗа этот салон символичен: прозрачный куб, что сразу наводит на ассоциацию с пауками в банке) и вправду дети. Но дети не совсем обычные – это те, кто травит в школе других. Их шестеро: Рита (Таисия Галочкина), Марат (Михаил Климов), Лера (Галина Волокитина), Макс (Кирилл Соколовский), Антон (Иван Павлов) и Паук (Алёна Озаровская): поначалу непонятно даже, девочка это или мальчик, но в итоге всё же выясняется, что девочка.

Всех героев объединяет "лисья" тема. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

Внешне совсем непохожие (от яркой королевы школы до многослойно одетого и прячущегося под капюшоном Паука, а также строгого Психолога и приблатнённой водителя), волею режиссёра все герои имеют одну характерную цветовую гамму: рыжую, лисью.

Раз «Лисьи огни», то и программка решена в оранжевом цвете, и костюмы героев, и даже грим; он не просто рыжий, он ещё и флуоресцентный, видимый в темноте. 

По Пауку сразу и непонятно, парень это или девушка. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

«Когда мы с артистами читали пьесу, у нас возникло ощущение аниме, и поэтому такая стилистика анемешная, - рассказал режиссёр. – И два музыкальных трека из популярного аниме-сериала «Тетрадь смерти». Это всё отсылочки, определённый смысловой пласт для зрителя».

Итак, каждый из подростков в салоне автобуса «отличился» в травле, но если один «просто» избивал, то второй ещё и снимал на видео, третий «влезал в голову» и хитростью заставлял делать неблаговидные поступки, четвёртый обнародовал чужую переписку… и каждый из них уверен, что поступал правильно – ведь так он пытался учить жизни лузеров.

Смогут ли ребята выбрать жертву? Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

Сейчас же всех их собрали в одну «банку», чтобы отвезти на загородный тренинг – психолог пытается с помощью своих методик разбудить в буллерах что-то человеческое. Однако по дороге вдруг начинает происходить нечто иррациональное, и перед лицом неведомой опасности подростки рассказывают, почему они стали деспотами по отношению к другим.

Однако объяснение их поведения отнюдь не означает, что они прощены: неведомая Лиса требует жертву. Выбрать надо одного из них. Смогут ли это сделать дети?

Станут добрее?

Финал в пьесе, как и в спектакле, открытый – исправятся ли подростки или забудут всё произошедшее с ними и вновь начнут травить других?

Сценическое решение автобуса - прозрачная сфера. Фото: Омский ТЮЗ/ Полина Козлова

«Мы с этим остаёмся и уходим с ним, каждый сам для себя должен решить, что будет. Мне очень нравится, что финал открытый, не надо ставить точку и говорить, что это белое, а это чёрное, точнее, в нашем случае рыжее», - говорит режиссёр Александр Черепанов.

16+