«Вино из одуванчиков». Театр из Глазова заставил зрителя заново взрослеть

Зал был полон, все приставные места заняты. © / Омский государственный драматический «Пятый театр»

Этот спектакль необычен с первого шага к нему, то есть с театральной программки. На лицевой стороне ты читаешь важные и правильные слова о том, что постановка вошла в лонг-лист «Золотой маски» как один из наиболее заметных российских драматических спектаклей.

   
   
Сцена, где Дуглас уговаривает продавца обуви продать ему парусиноые туфли. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»

Далее ты видишь определение жанра, данного спектаклю её режиссёром и исполнителем главной роли Дамиром Салимзяновым  – трагикомическая фантазия. Ниже фразу «поток лета среди зимы».

Ты, как многие, зачитывался в юности фантастикой Рэя Брэдбери и на этой же волне прочёл «Вино из одуванчиков» и, как многие, ничего не понял, посчитал это непонятно зачем написанной скукотой. Кто-то больше к этому «вину» не вернулся, а кто-то «выпил» его в более зрелом возрасте и прочувствовал. А кто-то пришёл на спектакль, который давала у нас в рамках «Молодых театров России» труппа театра «Парафраз», открыл программку и как минимум удивился. А потом и насладился.

Фото давних лет

Итак, программка состоит из четырёх страниц, а в ней – фотографии актёров. Глядя на снимки, ты понимаешь, что они уже, мягко говоря, не очень молоды, ведь никто сейчас не фотографируется в ателье со стационарным телефоном или в школьной форме. А играть они будут детей. И напротив, явно современно вида девочка значится в программке как миссис Бентли или прабабушка.

Так в спектакле выглядят 10-летние дети. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»

И вот они выходят на сцену – слегка небритый мужчина лет этак 50-ти – это 12-летий Дуг, Дуглас Сполдинг, его лучший друг и ровесник Джон выглядит, может быть, лет на пять младше, а младшего брата Дугласа, 10-летнего Тома, играет и вовсе лысый дяденька с весомым пузиком. Папа и мама явно младше детей, ещё младше прабабушка и прочие персонажи Брэдбери, которые, по мнению героев книги, никогда не были детьми.

Но тут главный герой, тот самый Дуг, произносит увесистый отрывок из романа Брэдбери, самое его начало – про первое утро лета, о том, какое блаженство ему предстоит, ведь впереди огромные каникулы, и о том, что всё огромное величие этого мира можно ощутить буквально каждой клеточкой своего тела.

Не говорят, но чувствуют

А такими шикарными в постановке получились старики. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»

«В 12 лет так не говорят, но так чувствуют», - словно на секундочку «выглянув» из своего героя, говорит актёр Дамир Салимзянов, и ты тут же безоговорочно начинаешь верить им обоим. Да и вообще всем, кто выходит на сцену – ты уже весь там, в этом таком далёком маленьком несуществующем городке Грин Таун.

   
   

Впрочем, это уже не Грин Таун вовсе – у кого-то это Омск, или Ижевск, и даже Москва с Питером либо деревенька Петровка на окраине любой российской области – ведь именно там мы впервые всем сердцем ощутили, что живём, и не просто живём, а ЖИВЁЁЁЁЁМ! И как это здорово – лето, друзья, нескончаемое счастье, и как это непривычно – записывать свои впечатления обо всём этом, и как это больно – терять кого-то, кто, казалось, вечно будет рядом с тобой.

И вино из одуванчиков как символ лета, именно этого сегодняшнего лета, ведь следующим летом будут другие одуванчики и другое вино – как сама жизнь. И когда это понимаешь – в 12, 14, 16 или  36 лет, не важно, ты начинаешь думать, как прожить тот небольшой кусочек, что отмерян тебе временем.  Вот так просто и так сложно. И три часа спектакля на одном дыхании. И горько-сладкое или, напротив, сладко-горькое послевкусие, это уж у кого как. Как то самое вино из одуванчиков. Ведь оно, оказывается, на самом деле существует.

Оно существует! 

Девчонки с пристрастием "допрашивают" подругу. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»

«Когда мы выпустили этот спектакль, зрители нам стали нести настоящее вино из одуванчиков. Оно похоже на этот спектакль – сладковатое, но с горчинкой. Я надеюсь, что от спектакля тоже остаётся горько-сладкий вкус» - рассказал режиссёр Дамир Салимзянов. Он также поделился историей появления этого спектакля на свет и объяснил, почему дети играют стариков, а взрослые – детей.

«Почему мы видим детство в пожилом человеке, а о ребёнке говорим «маленький старичок»? Потому что так бывает в жизни. Поэтому у нас дети играют стариков, и наоборот, люди, которым под 60, выходят в роли 10-летних детей. Когда происходит такая «подмена тел», нам кажется, что эти образы ярче считываются и ближе к сердцу принимаются. Потому у нас и спектакль с возрастной маркировкой 16+. Это о детях, но не для детей. Мы принципиально не пытаемся играть детей на сцене, мы пытаемся оставаться самими собой, но этот приём ухода в детское ощущение скорее для того, чтобы пытаться открыть банальные истины так, как будто до этого спектакля нам их никто не открывал.

Потому что о некоторых вещах по жизни мы даже не задумываемся, насколько нам близки родные, важен лучший друг. Это кажется естественным, и говорить об этом банально. Но когда это для себя открывает ребёнок, это перестаёт быть банальным. Поэтому нам важно, чтобы взрослые люди сыграли детей.

А чтобы принять всё это близко к сердцу, нужно иметь за спиной какой-то эмоциональный опыт, и в первую очередь опыт потерь любимых людей, - рассказывает режиссёр-постановщик. – У Брэдбери очень много рассказов входят в книгу, и они все о разном. У нас отобраны именно те, в которых герой, 12-летий мальчик, постепенно осознаёт, что то счастье, которое ему дано – жизнь - не будет длиться бесконечно. И чтобы прийти к этой мысли, чтобы понять, что это когда-то закончится, нужно пройти через определённую дорогу потерь.

Спектакль шёл на одном дыхании. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»

Когда я прочитал «Вино из одуванчиков» в детстве, это была очень скучная книга. Но что-то зацепило, видимо, и спустя годы, где-то ближе к 30-ти, я её перечитал и понял, что я ничего не понял в детстве и что теперь наконец-то я открыл её для себя. Она меня не отпускала, пока я не сделал этот спектакль».

Омичам повезло

По словам постановщика, спектакль посмотрели уже около 10 000 человек, и он уже близок к своему завершению. Так что просто счастье, что омичам удалось увидеть это «Вино из одуванчиков» и заново пережить его всем сердцем. Как само вино, спектакль оставляет долгое послевкусие. Горько-сладкое или сладко-горькое – у кого как. Но перечитать Брэдбери точно хочется. 

16+