В омском ТЮЗе – премьера. Бессмертное кино Рязанова адаптировали к сцене

Выпускники пришли якобы поздравить учительницу с днем рождения. © / Омский ТЮЗ

«Дорогая Елена Сергеевна» - картина Эльдара Рязанова с этим названием вышла в СССР в далёком теперь уже 1988 году.

   
   

Наверное, многие помнят этот сюжет – выпускники приходят к учителю математики, чтобы попросить ключ от сейфа, где лежат их выпускные работы. Они либо совсем не решили, либо с ошибками выполнили экзаменационные задания, поэтому хотят подменить свои работы – им нужны хорошие отметки.    

День вчерашний и сегодняшний

Обычне школьники; поначалу даже добрые и весёлые. Фото: Омский ТЮЗ

Казалось бы, что может быть общего с днём сегодняшним? Нынче сдают ЕГЭ, бланки в школе никто не хранит и не проверяет, поэтому такой ситуации сегодня не может быть в принципе. И когда автора этих строк пригласили на премьеру, я недоумевала – зачем вытаскивать эту «нафталинную» историю?

Но уже после нескольких минут спектакля становится понятно: ничего за три 34 года не изменилось: как были подлецы и трусы, так они есть и теперь, как были честные люди, так, к счастью, они и остаются (очень хочется надеяться, что их всё-таки большинство).

Ляля - красивая, но весьма расчётливая девушка. Фото: Омский ТЮЗ

У каждого из ребят, которые пришли к «училке» (она, разумеется, одинока, в семью выпускники просто бы не рискнули идти), есть оправдание своим поступкам. Единственная девочка – Ляля (София Федоровская) живёт в коммуналке с матерью и мечтает вырваться «в свет», где красивые дамы ездят на красивых автомобилях. И плевать, что её мать трудится на двух работах, чтобы Лялечка красиво одевалась и выглядела не хуже всех. Мать - это прошлое, девочка его просто перешагнёт ради красивой жизни.

Поначалу кажется, что Паша и впрямь умный и честный. Фото: Омский ТЮЗ

Её друг и даже в перспективе будущий муж Паша (Александр Галимов, Дмитрий Керн) – исследователь творчества Достоевского, а математика ему в жизни не пригодится. Но чтобы поступить в престижный вуз, нужна «пятёрка» по всем предметам, и паша тоже идёт на маленькую, как ему кажется, и вполне безобидную подлость. Однако оказывается, что одна подлость легко порождает другую, и вот уже Паша предаёт свою Лялю на глазах у всех.  

Витя - несчастный парень. Фото: Омский ТЮЗ

Витя (Данил Супрун) – сын алкоголика, который когда-то был талантливым художником, но стал директором овощной базы и спился. Витя всю жизнь списывал, а на экзамене не удалось. Парень понимает, что ему не поздоровится, если он получит двойку. Однако он, кажется, единственный, кого мучают угрызения совести, и потому он напивается, как отец, чтобы заглушить её.

   
   

Неслучайный герой

Красавчик Володя одет по последний моде. Фото: Омский ТЮЗ

Единственный, кто в этой компании, кажется, оказался случайно, - это Володя (Евгений Хабенский). Одетый по последней моде, прекрасно разбирающийся в музыке, поступающий в МГИМО – у него точно твёрдая пятёрка, полученная благодаря папиным связям. Но оказывается, что именно Володе принадлежит идея отъёма ключа у Елены Сергеевны (заслуженная артистка РФ Лариса Яковлева) и он, как кукловод, дёргает за ниточки своих одноклассников, призывая их сотворить тут или иную мерзость.

Кажется, он сломил и маленькую беззащитную училку, но…

Маленькую учительницу, кажется сломать не удалось. Но так ли это? Фото: Омский ТЮЗ

Идеальных людей не бывает. Каждый из нас совершал в жизни поступки, за которые потом было стыдно.  Но подлость, малодушие, предательство – это то, что потом останется с тобой на всю жизнь. И ты вряд ли останешься прежним.  Что в итоге произошло в душах героев, зрителю останется только догадываться. Но посмотреть этот спектакль и подумать над ним стоит обязательно. Особенно подросткам, в чьих душах ещё  нет чётких граней между добром и злом.

Нам остаётся только добавить, что поставил спектакль по пьесе Людмилы Разумовской режиссёр Владимир Вобликов, а художник-постановщик – главный художник ТЮЗа Сергей Федоричев. Он воссоздал на сцене советскую «однушку» с полированной мебелью, книгами и виниловыми пластинками, на кухне даже поставили старенькую газплиту, а из крана течёт вода.  

Всё как в 1980-х

Интерьер воссоздан максимально точно. Фото: Омский ТЮЗ

«Я долго думал над форматом, в котором буду ставить эту пьесу, и понял, что этот материал нельзя осовременить. Мы постарались максимально сохранить и в диалогах, и в стилистике, и в музыке атмосферу 80-х. Именно это и подчеркивает вечность тех проблем, которые автор подняла в своей пьесе. Вообще, мне процентов на 80 удалось сохранить видение самой Разумовской», - рассказывал режиссёр омским журналистам в преддверии премьеры.

Можно только констатировать – ему это удалось. Кстати, приобрести билеты на спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» можно уже только на сентябрь. Театр ушёл на каникулы, оставив зрителям долгое послевкусие от последней премьеры сезона.

 16+