Корреспондент omsk.aif.ru побывал на премьере в Омской драме. Спектакль по пьесе Эдварда Олби уже шёл здесь более 40 лет назад. И вот он вновь появился в репертуаре.
На сцене – то есть на диване в комнате, скорее напоминающей каменный замок или даже пещеру, где на стенах проявляются какие-то линии, сплетающиеся в рисунки, сидит профессор Джордж (Александр Гончарук). Он, несмотря на позднюю ночь, явно готовится к лекции: что-то считает, читает, записывает, проговаривает про себя.
Марта и Джордж
Вокруг него, всячески привлекая к себе внимание, кружит жена Марта (Анна Ходюн). Она и губы подкрасила, и стройную ножку красиво закинула, и посидела рядом с мужем, и полежала на ковре и даже станцевала. Но увы, профессор на неё не реагирует.

Боле того, он раздражённо намекает на то, что супруге пора в постель, ведь уже третий час ночи, но Марта предпочитает выпить и… пригласить в гости младших коллег, с которыми они несколько часов назад познакомились на вечеринке, - Хани (Мария Макушева) и Ника (Егор Уланов). Их зовут поиграть, и те соглашаются, ведь Марта – дочь президента колледжа, а Ник и Хани – приезжие, они только начинают осваиваться в новой среде, им такие связи очень нужны.
Пока «младшие» добираются, «старшие» решают поиграть в очень странную игру под названием «Не боюсь Вирджинии Вульф». Поначалу кажется, что «игра» заключается в том, чтобы унизить другого, задеть побольней. Однако через несколько минут зритель задаётся вопросом – а игра ли всё это? Или прожившие вместе 23 года супруги настолько ненавидят друг друга, что пытаются выплеснуть свои эмоции под видом игры?
Проходит ещё несколько минут, и тебя посещает ровно противоположная мысль – может, это всё-таки любовь? А потом кажется, что почти четверть века назад эту пару связал меркантильный интерес, когда молодой преподаватель женился на дочери президента в надежде занять в дальнейшем его кресло…
Хани и Ник
Но тут на сцене появляются молодые коллеги, которых эта странная игра и завлекает, и пугает. И оказывается, что у них тоже немало своих скелетов в шкафу, и их жизнь отнюдь не безоблачна, несмотря на внешнюю привлекательность и, казалось бы, гармоничность этой пары.
Обнаруживается и одна общая большая боль обеих семей – они бездетны. И каждый по-своему переживает эту проблему. Причём им вроде бы кажется, что они переживают и проживают боль вместе, а зритель понимает, что нет – у каждого из этой четвёрки совершенно разные чувства, воспоминания и представления об их не появившихся на свет детях…
Кажется, именно эту многослойность и оценил в пьесе питерский режиссёр Константин Соя, и именно её он постарался воссоздать на сцене в первую очередь. «Я столкнулся с парадоксом, когда с одной стороны я вижу взрослых людей, семейная жизнь которых кажется адом. А с другой - понимаю, что, несмотря на всю монструозность отношений, между ними есть настоящее чувство - любовь», - признался режиссёр.
Актёры эту многозадачность тоже оценили.
«То, что они как будто бы беспощадно рвут друг друга на части - это всего лишь игра. На самом деле они очень любят, очень друг к другу привязаны и чувствуют себя счастливо. Особенно в момент, когда они играют», - считает Анна Ходюн (Марта).
«Не просто так эта пара приходит к Джоржу и Марте. На мой взгляд, Ник — это зеркальное отражение Джоржа. Эти пары в принципе зеркальны. Но уходят из этого дома они другими», - говорит исполнитель роли Ника Егор Уланов.
Жертва или игра?
Самым драматичным, наверное, является в спектакле финальный монолог Марты о нерождённом ребёнке. Не только у женщин-зрительниц на глаза навернулись слёзы, затронуло многих мужчин – настолько искренне звучат слова Марты. Но опять-таки проскальзывает червячок сомнения – а точно это не игра? Или Марта с Джорджем всё ещё не вышли из образов?
В общем, спектакль оставляет много вопросов. Но этого, собственно, и добивались режиссёр и художественный руководитель постановки Роман Габриа. Как рассказали Константин и Роман, они работали в тандеме – начинал Соя, затем присоединился Габриа. Как рассказал Роман, поначалу Константин производил «разведку словом», а он сам занимался «разведкой телом».
Что же из этого вышло? Об этом судить каждому зрителю. Кто-то увидит в комнате пещеру – кто-то нет, кто-то решит, что кроваво-красное платье Марты – символ жертвенности, а кто-то подумает по-другому.
А ещё спектакль сопровождает музыка. И она очень интересная, своеобразная и оставляющая послевкусие. И хотя действие на сцене длится всего лишь полтора часа, оно настолько насыщенно эмоциями и смыслами, что кажется, на самом деле прошла целая ночь.
«Что точно есть в этом спектакле – это то, что одна пара среди ночи приглашает к себе другую, чтобы поиграть. А остальное пусть увидит каждый зритель», - заключил Роман Габриа.
Новые смыслы
Напомним, в Омской драме уже шёл спектакль по этой пьесе Эдварда Олби (премьера состоялась в 1983 году), в ней играли звёзды того периода Татьяна Ожигова, Надежда Живодёрова, Дмитрий Лебедев, Владимир Гуркин, Моисей Василиади.
Больше десяти лет назад «Вирджинию» ставил Пятый театр, а зрители постарше наверняка помнят и фильм с Элизабет Тейлор в главной роли. Он тогда произвёл настоящий фурор и собрал огромные деньги в прокате.
Нынешний спектакль Омской драмы – это видение современных режиссёров, поэтому, наверное, Константин Соя расставил собственные акценты в достаточно старой пьесе так, что получилась современная история, которая могла бы произойти в любой стране и в любом доме.
16+