Гастроли Театра на Васильевском в Омске открылись спектаклем «Горе от ума», где перед зрителями предстали артисты, блиставшие ранее на сцене нашего драмтеатра. Среди них – заслуженная артистка России Илона Бродская и Давид Бродский.
О том, как начиналась их личная и творческая жизнь, как складывается сегодня жизнь в Северной столице они рассказали корреспонденту omsk.aif.ru.
«Их уже купили»
Татьяна Кравец, omsk.aif.ru: Илона и Давид, как вы встретились в Дальневосточном институте искусств? Сахалин (место рождения Илоны) находится близко к Владивостоку, а Давид родился в Алматы (Казахстан)…
Давид Бродский (Д. Б.): В Алматы я только родился, а потом менял разные города - родители были актёрами, а в советское время они переезжали довольно часто. Мы жили в Омске - мама служила в музыкальном театре, до этого в Красноярске, а ко времени моего поступления в институт я оказался в Хабаровске.
- Думали ли вы, когда были студентами, что снова окажетесь в Омске?
Д. Б.: Нетривиальная история с нами случилась. Во Владивосток приехала омская драма с гастролями. Наш декан факультета сказал, что это один из лучших театров и нужно идти всё смотреть. И самим показываться, хотя до выпуска был еще год. Мы влюбились в этот театр.
Я показывался за двоих – Илона в тот момент была кормящей мамой (поженились на втором курсе, а на третьем родилась Кристина). Директор театра Борис Мездрич, отметив меня, поинтересовался, женат ли я, и попросил показать жену.
Илона Бродская (И. Б.): Давид прибежал в общагу и говорит: «Давай быстрее собирайся. Я побуду с ребёнком. Тебя хотят посмотреть». Я пришла, Борис Михайлович глянул и сразу сказал: «Мы вас берём. Жить будете на улице Гагарина, роли будут такие-то, контейнер и билеты вам оплатим. А потом – гастроли». И через несколько месяцев пришло официальное письмо из омского театра о приглашении нас в труппу.
Д. Б.: На моей памяти это единственный случай, когда тебя зафрахтовали на третьем курсе. Мы доучивались, уже зная, где будем работать. Перед выпуском в институт приезжали смотреть кандидатов в свои театры представители Иркутска, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска. Когда они делали только шаг в нашу сторону, ректор сразу говорил: «Нет, нет, нет! Они уже куплены».
Про наготу и мелочь
- Помните свои первые шаги на омской сцене?
И. Б.: Меня сразу ввели в спектакль «Гарольд и Мод» с Еленой Ивановной Псарёвой. Там было три невесты, которых предлагали Гарольду, я стала одной из них вместо уехавшей актрисы. Было совершенное сумасшествие в этой роли: ввели за три дня, очень помогали Миша Окунев и Серёжа Волков. Так здорово складывалось. Единственное, что я отказалась раздеваться. Никогда не раздевалась - такой принцип. До сих пор считаю, что можно обойтись и без этого.
А следом у меня была главная роль – Полина в «Игроке» по Достоевскому.
Д. Б.: А у меня был ввод в легендарный спектакль «Лекарь поневоле». На моей премьере случился казус. По мизансцене я выскакиваю и протягиваю деньги в кожаном мешочке Валерию Алексееву – он берёт его в руки, и деньги вдруг из него высыпаются. Быстрая мизансцена должна быть, а мелочь всё сыплется и сыплется.
Я в этот момент смотрю на неё и думаю: «Знак: наверное, пока всю мелочь не переиграю, не будет больших ролей». Но, конечно, ошибся, были и большие роли, и маленькие.
И. Б.: В омской драме это вообще закон: молодые и опытные артисты - все играли главные и эпизодические роли. Народные артисты выходили в массовках. Псарёва играла крошечный эпизод в «Трёх сестрах» почти без слов - она летела на эту работу. И таких примеров очень много. Это правильно, мне кажется. Это школа театральной жизни. Омская драма сделала из нас артистов.
Город принял
- Вы 22 года посвятили омской сцене – почему все-таки решили переехать в Санкт-Петербург? Стали тесны сценические рамки?
И. Б.: Здесь всё было прекрасно. Личный момент сказался – чтобы быть ближе к дочери, которая уехала туда поступать. Поверьте, решиться было непросто. Мы уезжали долго - три года. Нас пригласили в Театр на Васильевском в 2011 году, а уехали в 2014-м. Сложно было корни рвать.
Думали, размышляли: если не сложится с театром, то уже и пенсия вроде на горизонте, будем заниматься сыном-подростком, внуками. А нам повезло. Мне в театре сразу же дали главную роль в спектакле «Одинокие» Герхарта Гауптмана. С Юрой Ицковым и Надей Живодёровой играли – такая душевная поддержка.
Д. Б.: Меня ввели в спектакль «Русское варенье», а затем уже было серьёзное назначение на роль в спектакль «Камень», который взял много театральных наград. Да, мы волновались, как город примет. Петербург – сложный город. Были знакомые, которые приехали и не смогли здесь жить. По разным причинам: одним климат не подошел, для других работы не нашлось.
А для нас нашлась! Благодаря директору театра Владимиру Словохотову мы почувствовали себя как дома. Он, как было и в омской драме, собирал труппу как коллекцию разноплановых и ярких артистов.
В своё время Владимир Петров, поставивший в омской драме «Натуральное хозяйство в Шамбале», говорил, что это единственный театр, где он может эту пьесу разложить на всех персонажей. И в Театре на Васильевском сегодня тоже можно разложить непростые пьесы по персонажам. А это показатель именно коллекционности.
Музыка, заграница, фонтаны
- У каждого из вас кроме театрального таланта есть иные уникальные способности. Говорю о музыкальном образовании Илоны и неповторимом голосе Давида.
И. Б.: Я окончила на Сахалине музыкальную школу и музыкальное училище. И значимым для меня стал омский спектакль «Три сестры», где моя Ирина играла на рояле этюды Шопена. Мы возили спектакль в Токио. Японцы обожают Чехова и после спектакля плакали. Меня всё время спрашивали: «У вас фонограмма идёт, когда вы за роялем?» Я не уставала повторять, что играю сама. Реально играла всё - там было пять или шесть произведений.
Д. Б.: У меня тоже заграничный вариант со знаковой с ролью. Только не в театре, а в сериале. Работал в третьей части «Брака по завещанию». Это первая большая роль на экране – играл злодея. Съемки проходили в Таиланде, меня даже обязали загорать для роли. Но главное, это было открытие нового мира: работа с камерой – это не сцена, там совершенно другие законы.
Из значимых работ в полном метре назову фильм «Чемпион мира», действие которого проходит на Филиппинах. Там возникла просто химия – с режиссёром, с актёрами, со всей командой. И была другая скорость: одна смена - это полторы минуты, а в сериале за одну смену снимали несколько сцен сразу на 16 минут.
- А работа голосом, начавшаяся на омских теле- и радиоканалах, получила взлет уже в Петербурге?
Д. Б.: Там палитра возможностей шире. Это же вотчина компаний, связанных с дубляжом. Я был официальным голосом Диснея, озвучивал Роберта Де Ниро в фильме «Убийца цветочной луны», Мэтта Диллона в «Доме, который построил Джек».
С Дилланом была тяжёлая работа. При озвучивании видел только глаза и рот главного героя, а фон был закрыт – обычная практика, чтобы никакая картинка не ушла раньше времени в интернет. Но раз мелькнула кровища, второй… И так три часа. После этого мы уехали отдыхать – мне надо было отключиться.
И. Б.: А вы знаете, что голос Давида - это официальный голос открытия Петергофских фонтанов? (Смотрит с улыбкой на Давида, который пытается остановить). Почему я должна останавливаться? Не скромничай!
Детский выбор
- Кристина Бродская уже стала известной актрисой - она приезжала на юбилей театра драмы, и вы вместе прошли по красной дорожке. А сын чем занимается?
И. Б. Да, наши дети выросли за кулисами и на сцене. Но девочка увлеклась актёрской профессией, а мальчик нет. Сын играл в спектакле «Голодранцы-аристократы» мальчика-итальянца. Картавил подходяще. И он всё ждал, когда вырастет – мальчиков меняли, нужен был именно маленький. Его заменили, и он выдохнул: всё, в театр больше ни ногой.
Д. Б.: Он другой. Учился несколько лет в Высшей школе экономики, у него математический склад ума. Сейчас ему 22 года, работает в сфере компьютерных технологий.
А дочь кроме актёрского получила и продюсерское образование. И продолжает учиться как кинопродюсер - чтобы уметь создавать проекты, которые нужно потом защищать в Министерстве культуры РФ. Берёт уроки вокала…
- Когда же она всё успевает? Трое детей (муж известный актёр Игорь Петренко), съёмки, учёба, пение...
И. Б.: Следующие поколения - они разноплановые, не только «книжные дети». Кристина - очень профессиональный человек.
Д. Б.: Когда она окончила актёрское обучение, я переживал. Она же наш ребёнок: если будет плохо играть, как сказать, что эта профессия – не для неё? А увидел работы в кино – ого, она крутая, она лучше нас делает многие вещи!