Среди театралов нередко можно услышать разговоры о спектакле, снятом с репертуара: «А помнишь, как играл актёр Х в такой-то постановке?». Или «А мы впервые увидели актрису У тогда-то, она только пришла в театр…».
Понятно, что спектакли не могут жить вечно, рано или поздно приходится прощаться с ними, но это боль и для верного зрителя, и для актёров. И как здорово, что можно окунуться в прошлое, увидев ту или иную постановку в записи. Именно так (и очень правильно) решили в Лицейском театре, открыв в свой юбилейный чевертьвековой сезон проект под названием «Ретросалон». Зрители могли в записи увидеть полюбившиеся спектакли, а потом пообщаться с артистами.
Шекспир и любовь
Итоговый в этом сезоне четвёртый ретросалон завершил свою работу постановкой Вадима Решетникова «Сон в летнюю ночь» по одноимённой пьесе Шекспира. Этот спектакль был одним из самых любимых омской публикой, он продержался в репертуаре 13 лет!
Как говорил в своё время сам Вадим Станиславович, «для меня «Сон в летнюю ночь» - определённая психотерапия, способ лечения душевного несогласия с самим собой и другими. Ведь жизнь наша сегодня представляет некий «коктейль», который нравится далеко не каждому гурману. И, на мой взгляд (а Шекспир читается каждым по-своему), очень важно, что спектакль пытается затронуть проблему любви как духовный процесс. Любви как попытки одного человека понять другого».
Удивительно, но написанные классиком более 400 лет назад слова актуальны и сегодня: выполнить ли волю властного отца или сбежать с любимым? Уступить ли супругу и отдать украденного ребёнка в пажи или настоять на своём? Даже волшебство у Шекспира какое-то простое, «домашнее».
В пьесе три категории персонажей: рабочий народ, обычные люди и боги; их истории объединёны одной сюжетной точкой – свадьбой герцога Афинского Тесея и царицы амазонок Ипполиты. Как рассказали после просмотра записи спектакля актёры, игравшие в нём с самого первого состава, – Наталья Коротаева, Евгений Точилов и Олег Малицкий – Решетников даже репетиции всех трёх групп разводил по времени, чтобы не пересекались и не видели работу друг друга. Более того, режиссёр запрещал подсматривать! И только когда все сцены были отрепетированы отдельно, их свели воедино.
Вели за руку
«Мы тогда были начинающими артистами, - вспоминает Олег Малицкий, игравший Эгея, отца Гермии. - И нас буквально вели за руку, жёстко выстраивая все мизансцены. Вплоть до того, что ты стоишь вот здесь, реплику подаёшь таким образом, поворачиваешься так, а не иначе».
«Показать все чувства без пошлости, красиво, это была огромная работа для нас», – говорит Наталья Коротаева, исполнявшая роль Титании, царицы фей и эльфов.
Когда «Сон в летнюю ночь» играли в последний раз в ноябре 2013-го, зал плакал, не могли сдержать эмоций и актёры. Посмотрев спектакль спустя шесть лет, они искренне смеялись, заново всё вспомнив и пережив. Кстати, среди артистов существует поверье: когда спектакль снимают на камеру, он не получается. И на записи актёры заметили свои огрехи. Но всё равно собственное творчество их порадовало.
«Мы сейчас сидели и смеялись. Прошло время, мы посмотрели на себя и сюжет со стороны, - признался Евгений Точилов. В записи 2010 года он исполняет роль герцога Тесея, но начинал свою карьеру в «Сне» с героя-любовника Лизандра, затем какое-то время был Эгеем, а потом «дорос» до герцога.
Уйти вовремя
Ребята с улыбкой вспоминали, что происходило в закулисье, когда была смена декораций и сцен: спектакль был одним из самых массовых, а сцена в Лицейском невелика, поэтому каждый едва ли не по секундам знал время выхода. Даже декорации умудрялись прикручивать!
«Уходить надо вовремя, - подвёл итог воспоминаниям Олег Малицкий. – Мы росли на этом спектакле, многие из нас сыграли в разное время по нескольку ролей, надо было закрывать этот проект. Хотя Шекспир – это целый мир, и очень важно, чтобы его пьесы всё же были в репертуаре каждого театра».
«Ретросалон» в Лицейском закрылся на лето. Но осенью его обещают возобновить. Какие именно спектакли будут показаны, пока неизвестно, возможно, это решится с помощью голосования в группе театра.
16+