Жить своей работой – значит отдавать всего себя делу, в которое веришь. И счастлив тот человек, который отдает не из позиции «надо», а из желания «хочу!»: с горящими глазами, энтузиазмом и страстью.
Как не терять вдохновение? И можно ли найти баланс между работой мечты, которая отнимает все время и силы, и личной жизнью?
О жизни в театре, детстве, мечтах, страхах и победах рассказала молодая актриса театра «Арлекин» Анна Курочкина, ставшая лауреатом областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа - 2020» в номинации «За творческие достижения в области кукольного театра».
В театральный пошла за компанию
Елена Неупокоева, «АиФ в Омске»: Анна, вы хотели поступать в медицинский… Почему все-таки театр? Как это произошло?
Анна Курочкина: Я ходила в театральный кружок в школе, но не собиралась в театр. Да и родители постоянно твердили: «Выбирай нормальную профессию - ступай в медики». Я с ними согласилась. Но потом подруга пошла поступать в театральный, и я с ней за компанию. Она не поступила, а я прошла на бюджет. Здесь мама меня сразу поддержала: «Значит, так должно было случиться». И я ни капли не жалею о том, что так все сложилось.
- С какого возраста вы начали заниматься в театральном кружке и как туда попали?
- Где-то лет с 13-14. Туда меня отправили родители, чтобы ребёнок чем-то занимался. Это совпало с переездом в новую квартиру, с необходимостью заводить новые знакомства, создавать какой-то круг общения. До сих пор дружу с людьми из того театрального кружка.
- Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
- Я скажу, что да. Я с детства любила устраивать концерты, дома на все праздники: танцевала, пела... И даже некий кукольный театр у меня дома был. Мы брали большую диванную подушку, ставили её и разыгрывали театр. Сочиняли свои собственные истории, у нас все было по-своему. А теперь делаю это на профессиональной сцене.
- Что для вас самое сложное в этом искусстве?
- Работа над ролью. Это некий такой психологический анализ, чтобы понимать: где, в какое время происходит история, кто твой герой как человек, почему он так поступает. И потом результаты этого анализа нужно выразить на сцене через подбор оценок, реакций твоего персонажа. На следующем этапе нужно добиться, чтобы все они выглядели естественно, органично, свободно и легко в твоем исполнении. Как у нас говорится, роль нужно наработать.
Без этого просто нет профессии
- За что вы больше всего любите театр?
- Театр – это, в первую очередь, радость, это всегда позитив. Люди приходят сюда, чтобы получить заряд энергии, которая тут присутствует. И мне, как человеку очень энергетически активному, есть чем поделиться. Потом на сцене я могу показать разные стороны каких-то проблем, и, возможно, зритель о чём-то задумается и примет нестандартное для себя решение.
И это классно. Энергетика, которая аккумулируется в зрительном зале, превращает его в отдельную Вселенную. И на каждом показе спектакля она разная, потому на него пришли другие люди. Но это общее энергетическое поле - самое прекрасное, что может быть.
- Помните ли вы свой первый спектакль в «Арлекине»?
- По-моему, это было новогоднее представление «Падал разноцветный снег». Его поставил режиссёр Алексей Смирнов. Мне запомнились только мои эмоции. Это была моя первая новогодняя кампания, когда в день может даваться по три представления. В это тяжело было встроиться и эмоционально, и физически. Потому что в театральном училище ты привык к определённому распорядку дня, а здесь все по-другому.
И от тебя ждут совсем другой творческой самостоятельности: тебе могут подсказать, но ты должен самостоятельно работать над ролью. И ты пробуешь, ошибаешься, снова пробуешь. И когда наконец всё-таки получается, то думаешь: «О! Классно!».
- Есть ли у вас любимая роль? Почему именно она?
Это довольно необычное кукловождение. При этом зрители видят на сцене кукол одновременно с нами, работающими как драматические артисты. И моя героиня - не сказочный персонаж, а современный подросток. И это самое сложное - играть так, чтобы не чувствовалось, что это спектакль, чтобы зрители относились к нам, как к людям из реальной жизни. И потом у Мины очень сложная и специфичная внутренняя жизнь. Это всё нужно было сначала понять, а потом придумать. Для меня это необычный и важный опыт сценического существования.
- Расскажите о своих любимых спектаклях: что вас в них больше всего вдохновляет?
- Я очень люблю спектакли режиссёра Юрия Бутусова. Мне нравится, как он через буффонаду рассуждает на серьёзные темы: жизнь персонажей в его постановках начинается с некой хохмы, а переходит в сильнейшую эмоциональную трагедию. Меня заворожил спектакль «Сережа» Дмитрия Крымова.
Тетушку Страусиху играть весело. Очень хороший лёгкий спектакль получился: когда ты в нем работаешь, сразу настроение поднимается.
В основе роман Толстого «Анна Каренина», но история героини рассматривается под другим углом. Мы привычно ждём страданий, а в спектакле много юмора, при этом всё выглядит очень оправданным. По-настоящему завораживающий спектакль.
- Ощущали ли вы когда-нибудь страх перед сценой?
- Конечно. Сейчас уже не в такой степени, но он всегда присутствует. Но это даже не страх, а волнение. Оно бывает контролируемое и неконтролируемое. В театральных вузах нас как раз и учат контролировать своё волнение, чтобы эмоции на сцене не отключали твою голову. Но без ощущения сценического волнения просто нет профессии.
Семья – моя гордость
- Что вам дает сцена?
- Много всего. Эмоции, которые в жизни я не получу, адреналин. В то же время, работая над ролью, я изучаю психологию людей: их желания, мотивы … Это помогает понимать взаимоотношения людей в обычной жизни.
- Вы стали лауреатом областного конкурса-фестиваля и получили премию за роли в спектаклях «Белолапый» (Девочка) по пьесе В. Ольшанского и «Любопытный слоненок» (тётушка Страусиха) по сказке Р. Киплинга. Что значила эта победа? И расскажите немного о самих спектаклях?
- Это приятно, но значит, надо дальше работать! А о спектаклях… Работать над «Белолапым» было сложно. Когда начинаешь смотреть документальные фильмы про блокаду Ленинграда, не можешь не плакать. Но для меня было важно услышать воспоминания стариков о их блокадном детстве: как они свыкались с жизнью в постоянном страхе, как для них это становилось нормой. Некоторые детали для спектакля я брала от них, потому что здесь никаких придумок не должно быть. Работать с этим сложно, и передать это на сцене ещё сложнее.
Тетушку Страусиху играть весело. Очень хороший лёгкий спектакль получился: когда ты в нем работаешь, сразу настроение поднимается. Тетушка Страусиха похожа на современных девушек, «фитоняшек» с губами и ресницами, со всем вот этим: «я себя все время держу в форме», «я ищу себе мужчину, где тот мужчина получше, да побогаче», «не отвлекайте меня, я занимаюсь собой». Играть это очень весело.
- Бывают ли моменты, когда вы теряете вдохновение и сил на сцену не остается?
- Бывает. Но в такой момент ты задумываешься, почему так случилось. Тут вопрос в том: включён ты или не включён. Если ты не включён в работу, в роль, в спектакль, тогда можешь выпадать из творческого процесса. А если ты включён, значит, всё будет хорошо.
- Что является самой большой гордостью в вашей жизни?
- Семья. Вот она сейчас у меня появилась, и я так этому безмерно рада. Где-то надо брать силы, и именно здесь я их беру. Это моя гордость. Я прекрасно понимаю, что очень сложно жить с человеком, который всё время в театре, которому всё время надо что-то делать. Но моя вторая половинка во всём меня поддерживает.
- О чем вы хотели бы предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию?
- Быть готовым к тому, что главным в твоей жизни будет театр, что даже дома ты будешь думать только о театре. И отдавать себе отчёт, что эта работа требует очень большого внутреннего труда, очень большой предварительной работы до прихода на рабочее место, что в каких-то моментах себя приходится ломать психологически.
Многие ведь думают: закончу театральный институт — буду в кино сниматься, в театре играть. А сколько времени и сил уходит на создание спектакля, даже не задумываются. С работой в театре у тебя уже не будет как таковой обычной жизни. К этому нужно быть готовым.