3 и 4 июля в Омском ТЮЗе показали премьеру, а 6-го закрыли сезон. Премьера необычная — одна из поздних повестей Толстого почти нигде не ставилась, наверное, и потому, что сложно воплотить на сцене лошадиную историю (не на палочках же скакать, всё-таки не хобби-хорсинг), и потому что сама тема — сложная и неоднозначная.
История о старости
Кто-то прочтёт эту историю, пожмёт плечами и забудет, кто-то посчитает странной и неправдоподобной, а вот барнаульский режиссёр Дмитрий Ши увидел в ней рассказ про старость и назвал «Воспоминания о былом».
Чрезвычайно необычное и интересное сценическое воплощение лошадей — некая деревянная конструкция, внутри которой актёр, и ты сразу понимаешь, что он не играет лошадь, он — это и есть лошадиная душа. И вся история старого больного мерина, который когда-то был лучшим, на скачках обгонял фаворитов и даже едва не погиб, когда его хозяин пытался догнать свою любовницу и почти загнал Холстомера предстаёт совсем по-другому, нежели когда-то почтённая повесть.
Здесь мы видим маленького жеребёнка (Евгений Сухотерин), которому то ли в полусне, но ли наяву приснилась старость, где все его зовут Коростой. Он ещё не знает, что всё это будет правдой, он ещё верит маме (Дарья Оклей), которая ласково обещает: «С тобой ничего такого не будет, ты проживёшь долгую и счастливую жизнь».
Выбраковка
Он родился от чистокровных родителей, но мастью не вышел, и потому для продолжения рода его использовать нельзя. А ведь он тоже чувствует и боль, и привязанность, и когда-то его любимая Вязопуриха (Валерия Харитоненко) уже в конце его жизни всё-таки признаёт за ним это право. Но жизнь прошла, и ничего доброго за свою жизнь он, когда-то лучший скакун, не увидел.
Князь (Кирилл Фриц) спихнул его кому-то, и так Холстомер пошёл по рукам, пока не очутился у нынешнего хозяина (Тимофей Греков) и его глубоко беременной жены (Таисия Галочкина). Он этого ещё не знает, но ему осталось совсем немного, впрочем как и князю, который тоже не знает о своей близкой кончине. Холстомер видит князя и изо всех сил пытается напомнить о себе, но тот не узнает в Коросте своего когда-то могучего красавца Холстомера.
Обоих настигает старость, только князь всё-таки уходит своей смертью, а ненужного Коросту прирежут, и только череп его потом найдут две подружки, с огромным трудом прочитавшие надпись на могильном камне о том, что там поится некогда лучший конь России.
Между мирами
Режиссёр тут сгладил первоисточник: у Толстого за сараем остались валяться кости и череп, и их потом пустил в дело предприимчивый мужик, а у Дмитрия Ши Холстомера всё-таки похоронили.
Режиссёр-постановщик Дмитрий Ши так раскрывает свое видение спектакля: «В основе нашего спектакля — взгляд на мир глазами главного героя. Толстовская история — это притча о веке патриархата и зарождающегося общества потребления, где деньги и статус затмевают все человеческое. Холстомер становится для нас лакмусовой бумажкой, обнажающей, как плохо жить без любви.
Его трагедия — в невозможности быть с Вязопурихой, чей выбор продиктован социальным расчётом. Мы видим два искаженных мира: условно „женский“ табун, где утрачена женская сущность, и грубо „мужское“ пространство силы без нежности. Оба лишены любви.
А между этими мирами — Холстомер. Лишённый любви, но не ожесточившийся. Его поиски завершаются лишь за гранью земной жизни, в воссоединении с матерью, свободной от мирских оков. Этот момент — ключевой: лишь там он обретает то, что должно быть основой воспитания — чистую эмпатию, любовь и передачу жизненной энергии. Наш спектакль — размышление о том, во что превращается человек и общество, лишённые этой фундаментальной силы».
Нам остаётся только добавить, что в роях ещё заняты Евгений Сизов, Галина и Григорий Волокитины. И что увидеть эту постановку теперь можно будет только в следующем сезоне.
12+