Как социопат в куклу влюбился: эскизный показ в «Пятом» театре

Манекен становится главным препятствием между живыми людьми. © / Омский Государственный Драматический Пятый театр

В Пятом театре завершился последний эскизный показ молодых авторов. Но вскоре стартует новый проект. Впрочем, для начала о последнем спектакле, которым завершилась лаборатория «Молодой театр без цензуры». Это пьеса «Неодушевлённая Галина №2». 

   
   

Главным героем стал молодой мужчина по имени Андрей (Егор Лябакин), который выбирает отшельническое существование и становится добровольный узником своей квартиры.

Спектакль пока в форме эскиза, но, может быть, станет репертуарным.
Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Так как перед нами только эскиз, а не полноценная премьера, то все пространство сцены оформлено весьма предсказуемо: комнаты Андрея обозначают два стареньких дивана, кухню – стол и несколько стульев (как и в эскизе «Шлюхи не огонь»). Режиссер обрезает лишнее пространство сцены закрытым занавесом, так в квартире Андрея появляются уютные стены из красного бархана. Наружу ведёт только небольшой зазор меж двух створок занавеса – входная дверь.

Галина-манекен…

Герой манерой одеваться, скованной пластикой, сутулостью напоминает главного персонажа телесериала «Теория большого взрыва» - Леонарда. Андрей, как и герои популярного ситкома, – это социофоб, зарабатывающий на жизнь продажей дисков с видеоиграми.

Спектакль об этой мизантропии и рассказывает. Общество причиняет Андрею почти физическую боль, и только манекен по имени Галина, живущий в спальне мужчины, – единственный персонаж, с которым он может поговорить по душам. Андрей охраняет от чужих глаз свою привязанность к неодушевленной Галине, и только мать (Мария Старосельцева) знает о манекене. Андрей старается отгородиться и от своей абсурдной семейки – мать постоянно рожает, а 13 братьев и сестёр, составляющих всё окружение главного героя, постоянно пытаются вытащить его на свет.

Герои живут в современном, но всё-таки своём мире. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

История, которую поставил Павел Зобнин, ещё и о любви. О возникшей из ниоткуда любви к неудачнику. Галина-одушевленная (Ирина Бабаян) приносит себя в жертву. Любви? Своим ли представлениям о любви? Иллюзиям того, что Андрей изменится?

Пьеса Олега Колосова не поражает. В ней есть отголоски драматургии абсурда (исследовать эту тему глубже автор будет в своей следующей работе «Найду колесо, потом куплю машину»), но кажется, будто автор не доводит до предела, не накаляет ситуацию должным образом. А вот режиссер добавляет к тексту Колосова новый уровень – и это как раз о переживаниях Галины, её попытках вписаться в жизнь Андрея. Когда он предлагает ей остаться переночевать и укладывает девушку спать в гостиную на диван, Галина приходит к спящему Андрею в спальню - смело и в то же время трогательно пытается лечь рядом с ним, но…    
   

…и Галина-человек

Живая Галина органично вписывается в почти карнавальную сцену вечеринки с братьями и сёстрами Андрея. Разные типажи: от модного гопника, купившего себе гараж (Станислав Ляшенко), до эксцентричного грузчика (Дмитрий Исаенко). Они пугают Андрея так, что ему приходится скрываться от праздника жизни в туалете, и Галина поддерживает его, тоже прячется вместе с Андреем. В попытках заменить собой молчаливо внимающий манекен Галина пройдет все стадии женской жертвенности.

После спектакля традиционно состоялось обсуждение. По сравнению с обсуждениями эскизов других современных пьес, «Неодушевленная Галина №2» понравилась большинству зрителей, многие увидели в ней знакомые настроения и ситуации, и попросили художественного руководителя театра Никиту Гриншпуна принять этот спектакль к постановке. Завершится ли лаборатория третьей премьерой (эскизы по «Пьяным» И. Вырыпаева и «Шлюхам не огонь» В. Шергина уже стали полноценными спектаклями репертуара Пятого театра) – покажет время.

А пока Никита Гриншпун анонсировал новый проект 2018 года: «Молодые – молодым», в рамках которого молодые режиссёры вместе с молодыми драматургами создадут эскизы спектаклей на основе классических произведений литературы, а омский зритель расскажет, что же ему интереснее видеть на сцене Пятого: современную драматургию или классику.