Актёры пяти театров Петербурга показали на омской сцене Чехова

Над пьесой работали сразу два режиссёра - Александр Баргман и Анна Вартаньян. © / Пресс-служба Омского Драматического Пятого театра

«Такой театр» из Петербурга не только объединил двух режиссёров - Александра Баргмана и Анну Вартаньян - на сцену в одном спектакле вышли актёры из театров «Буфф», «Зазеркалье», Александринского, «Такого театра», а также театра им. Комиссаржевской. Режиссёр Анна Вартаньян, она же исполнительница роли Сарры, объяснила создание яркого актёрского объединения очень просто: «А вы видели, чтобы в театре было сразу много хороших артистов? Вот потому мы собрали лучших».    
   

Кризис возраста  

Спектакль «Иванов» - это, определённо, удача фестивальной афиши «Молодых театров России». На омской сцене зрители увидели пьесу Чехова, с которой и началась история сценических постановок русского классика. Впервые «Иванова» сыграли на сцене в театре Корша в 1887 году. История про Николая Алексеевича Иванова была написана Чеховым всего за 10 дней, в ней автор, по его собственному определению, «не вывел ни одного злодея, ни одного ангела… никого не обвинил, никого не оправдал». Глубина характера каждого действующего лица, многогранность переживаний и неоднозначность ситуации, в которой оказался каждый из них, очень ярко и по-актёрски точно передана в спектакле «Такого театра».

 
Фото: Пресс-служба Омского Драматического Пятого театра

Чехов как всегда многослоен, сложно обозначить главный акцент постановки. Может быть, «Иванов» о кризисе среднего возраста? Или просто о кризисе человеческой личности? Или о том, что для начала новой жизни требуется огромная сила? И как бы доктор Львов (Александр Лушин) не допытывался у почтенного сообщества, хороший ли человек Иванов, – нельзя однозначно дать ответ на этот вопрос.

Сам Иванов в исполнении заслуженного артиста РФ Виталия Коваленко необычайно глубок. Он разный. Даже к своей жене Сарре (Анна Вартаньян) он в каждой сцене относится по-иному. И если Сарра решает стать жертвой нелюбви мужа, то Саша Лебедева (Дарья Румянцева) будет целеустремленно и даже нагло идти к своему счастью и убеждать Иванова, что новая жизнь вот-вот наступит. Но возможна ли эта жизнь в том пространстве, которое изображает художник спектакля Николай Чернышев? Из всей обстановки в мире Иванова только обшарпанный шкаф, на ладан дышащие стулья и неработающее пианино – атмосфера, где новая жизнь не может зародиться по определению. Спектакль заканчивается метафорически: Иванов оказывается в месте, где зазвучит разломанное, растерявшее клавиши фортепьяно, и все человеческие страдания окажутся пустыми.

Реинкарнация нон-стоп

Выбор именно этой пьесы Чехова Анна Вартаньян объяснила следующим образом: «Кризис среднего возраста у обоих. У Баргмана и у меня. И решили «Иванова». Это Саша (Баргман) мне предложил пьесу. Я, честно говоря, восприняла её как мужскую. Но, видимо, я вошла в кризис среднего возраста в процессе постановки. Тогда надо либо умирать, либо начинать жизнь сначала. И в финале у нас Иванов умирает, только показано это метафорично. Он не падает и отключается, а встречается  с Саррой – понятно, что это уже не в нашем мире происходит.

 
Фото: Пресс-служба Омского Драматического Пятого театра

Об актёрской режиссуре можно судить по-разному (и Александр Баргман, и Анна Вартаньян начинали свою театральную карьеру как актёры – Ред.), но «Иванов» примечателен именно актёрскими работами.

Это произведение с необычной судьбой. Как рассказывает Анна Вартаньян, каждый раз «Иванов» - это реинкарнация постановки: 

«Прошлый раз мы играли «Иванова» полгода назад. Сейчас мы его соберём здесь на фестивале. У нас не было даже прогона. Но этот спектакль всегда срабатывает. Я не знаю, что происходит, не знаю, как это работает. Но у нас каждый несёт ответственность за результат. Спектакль развивается, живёт своей жизнью, он, как ребёнок, взрослеет, а мы только смотрим, как он ведёт себя в этот раз. К сожалению, мы редко с ним встречаемся, скучаем по нему. Большой плюс, что создана уникальная команда, минус, что эту команду сложно собрать. Паша Юлку вообще в Москве живет и специально приезжает к этому спектаклю».    
   
Фото: Пресс-служба Омского Драматического Пятого театра

Сам театр – это тоже уникальная команда. «Такой театр» был создан в 2001 году Александром Баргманом, Александром Лушиным, Ириной Полянской, Натальей Пивоваровой и Верой Харламовой. Первая постановка «Чёрствые именины» по пьесе Г. Соколовой в 2001 году была номинирована на «Золотую Маску», а «Иванов» в 2008 получил сразу три номинации этой премии. «Такой театр» живёт активной фестивальной жизнью и даже проводит свой «Такой фестиваль». Не удивительно, что спектакль этого театра органично вписался в программу омского фестиваля «Молодые театры России». Станет ли «Иванов» лучшим спектаклем фестиваля, мы узнаем 31 октября.