70 лет художница не расстаётся с кистью

   
   

К работам сибирской художницы Риммы Канкиной, например, Канаде относятся с почтением - никак не поймут канадцы той удивительной искренности фантазийных картин. А ещё загадка для них - почему при виде Петербурга русские плачут?

В параллели с историей

- Римма Петровна, умение и желание рисовать сейчас не очень-то популярно в обществе. Это нормально?

- На мой взгляд, если ты не умеешь рисовать - тебе и жить сложнее. Вообще трудно представить, как можно комфортно существовать и не смотреть фильмы, не читать книг, не ходить в театры и музеи. В школах ведь не просто так уроки рисования преподают. А с годами люди забывают, что есть такой способ выражения чувств, закристаллизовываются в какой-то степени. Рисовать можно научить любого человека, но если при этом он не испытывает никаких чувств, то и стараться не стоит.

- Вам, как я понимаю, не уроки рисования любовь к живописи привили…

- Когда была совсем маленькой, рисовала брусничным киселём на стенах. В 13 лет прочитала книжку «Письма к Пушкину» и до того прониклась, что в моей тетрадке появился первый портрет поэта. Спустя семь десятков лет ничего не изменилось. Я по-прежнему, когда пишу картины, читаю про себя пушкинские стихи. Это вдохновляет.

- А почему вы в своё время не пошли получать художественное образование?

   
   

- Я вообще хотела учиться на кинематографическом отделении в Москве, но образование в итоге получила в Омском педагогическом институте на историко-филологическом факультете. Но это нисколько не мешало творчеству. В Муромцевском районе я даже в тайгу ходила картины рисовать, не обращая внимания на то, что там медведи бродят. И параллельно преподавала в школе историю. В картинках. Ведь эту науку можно прекрасно проиллюстрировать - показать, как строилось городское общество, какими были обычные горожане, а какими рыцари.

Призраки Гоголя

- На ваших выставках всегда очень много работ, связанных с Санкт-Петербургом. Откуда появилась любовь к этому городу?

- Русские люди вообще любят Петербург. Он удивляет и завораживает своим величием. И мне жаль, что впервые я побывала там только в 1981 году, на творческой встрече художников. Потом пошла на берег Невы. А на улице - снег идёт большими хлопьями, этакий белый занавес колышется, и всё это как театр. Рядом Эрмитаж, Петропавловская крепость, Невский проспект. И ни одной живой души. Такое ощущение, что на дворе XIX век, и вот-вот появится карета из-за угла… Я стояла одна и плакала от этого фантастического и безумно красивого пейзажа. Мне казалось, что вокруг возникают какие-то призрачные фигуры - герои произведений Пушкина, Достоевского, Гоголя…

- И в то же время городу, в котором вы живёте, посвящено не так много ваших работ…

- Здесь другая ситуация. Я много лет живу в Омске, но мне сложно подобрать язык, чтобы выразить этот город. Раскрывать темы в помпезном направлении не хочется. Самое сложное - отобразить жизненные ситуации. Омичей, сидящих в сквере, гуляющую кошку, дождь на улице. Особенность каждого города нужно прочувствовать. Но в будущем, я обещаю, у меня будет выставка, посвящённая городским пейзажам Омска.

- Римма Петровна, а как художники относятся к фотографии? Считают её за искусство?

- Мне не нравится, когда картины рисуют в «деловом» стиле. Они не должны быть похожими на фото. Но сами снимки я уважаю - их можно сделать очень художественно. Так, что и в сравнение с живописью не пойдёт.

- Сейчас не так много художников, которые работают в технике акварели. Почему?

- Понимаете, главное для работы с акварелью - чувства. Никакого холода и рацио­нальности. Вроде всё просто, но присмотришься: в картине есть и цвет, и глубина. Однажды мне сказали, что я - королева акварели. Но я не согласна. Самая главная картина, после которой можно сказать: «Всё! Вот теперь я сделала всё, что хотела!», ещё впереди.

Смотрите также: