Михаил Казаков: «В нашем кино кризиса нет»

   
   

Количество зрителей также увеличилось — с 134,6 до 139,9 млн. человек. Вместе с рынком растут и его новички — например, известная своей агрессивной стратегией компания «Русский экран». О будущем российского кинорынка и планах компании мы беседуем с генеральным директом ООО «Русский экран» Михаилом Павловичем Казаковым.

Агнесса Вевер.: Каковы тенденции на российском рынке кинопроизводства?

Михаил Казаков: В период с 2004 г. по 2008 г. в прокат вышло 335 фильмов российского производства, рынок демонстирует рост в среднем на 10% в год. Кассовые сборы фильмов российского производства за 5 лет выросли в 6,5 раз, с 32,5 млн. долл. в год в 2004 г. до 211,5 млн. долл. в год в 2008 г. Очевиден огромный зрительский интерес и потенциал для роста отечественного рынка. Минувший год не стал исключением — рынок растет, а вместе с ним растут доходы и всех его участников.

А.В.: Сколько можно заработать, инвестируя в кинопроизводство в нашей стране?

М.К.: Рентабельность успешных проектов составляет от 200% до 500% на вложенные средств. Например, фильм Никиты Михалкова «12» при бюджете 2, 5 млн. долл. принес 200%, проект резидентов Comedy Club «Самый лучший фильм» при бюджете 9,5 млн. долл. - 220% дохода. Наиболее успешными на сегодняшний день являются проекты, которые реализуются совместно с федеральными телеканалами. Например, фильм «Турецкий гамбит» при бюджете 4 млн. долл принес 365% дохода, фильм «Ирония судьбы. Продолжение» при бюджете 9,5 млн. долл. принес 485% дохода, собрав в прокате рекордную для российского кино сумму - 55,6 млн. долл. Не менее интересные результаты демонстирует высококачественная анимация - фильм "Илья Муромец и Соловей Разбойник" собрал 9,7 млн. долл. при бюджете 2 млн. долл. Это 385% дохода.

А.В.: Какие условия необходимы для того, чтобы проект стал успешным?

   
   

М.К.: В первую очередь, необходима добросовестная работа продюсеров, ответственных за реализацию проекта. Не секрет, что отечественный кинорынок непрозрачен, и есть большое число недобросовестных продюсеров, которые искусственно увеличивают бюджеты, сокращая тем самым рентабельность проектов. После того, как весной 2009 г. мы столкнулись с попытками подобных действий, было принято решение о создании собственного подразделения, осуществляющего подготовку сценарных материалов и их технико-экономическое обоснование. Советником Генерального директора по кинопроизводству назначена Березина Надежда Викторовна - специалист с опытом работы в киноиндустрии с 1986 г., кристально честный и порядочный человек. Кроме того, необходимо четкое понимание требований целевой аудитории и соответствие им. Наконец, третья составляющая - это рекламная поддержка. На рекламу закладываем не менее 50% бюджета.

А.В.: Какие проекты реализуется «Русским экраном» в области кинопроизводства?

М.К.: Если говорить о полнометражных картинах, предназначенных для проката в кинотеатрах, мы планируем реализовывать проекты спортивной тематики, пропагандирующие спорт, в рамках подготовки к XXII Олимпийским играм в Сочи (2014 г.). В ближащее время концепция, разработанная специалистами компании «Русский экран», будет предоставлена в Олимпийский комитет «Сочи-2014» для обсуждения в ходе трехстороних переговоров, с участием прдеставителей Департамента кинематографии Министерства культуры РФ. Общий объем планируемых инвестиций - 2,5 млрд. рублей. На время изучения наших предложений и консультаций с представителями органов государственной власти и управления мы реализуем проекты в области создания телевизионных сериалов, которые позволяют заработать на инвестициях в кинопроизводство уже сейчас.

А.В.: Насколько оправданы инвестиции в создание телесериалов? Рентабельность производственной компании - 10%.

М.К.: Рентабельность производственной компании действительно 10% - в случае, если деньги на производство выделяет телеканал. «Русский экран» поступает по-другому: мы вкладывает в создание телесериала денежные средства частных инвесторов и банковские кредиты. Телеканал покупает готовый продукт. Это позволяет нам иметь большие прибыли. Например, по проекту создания телевизионного (молодежного) сериала «Блеск и нищета» (12 серий) объем затрат составляет 1,5 млн. долл., доход от продажи прокатных прав - 2,5 млн. долл.

А.В.: Какие проекты в области создания телевизионных сериалов являются приоритетными?

М.К.: Нашим приоритетным проектом является создание телевизионного сериала «Патриарх» (12 серий) о детстве, отрочестве и зрелых годах, мыслях и делах Святейшего Патриарха Алексея II. Проводятся консультации с Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Советником Генерального директора по православной кинематографии назначена Аллахвердова Нина Грантовна - специалист с опытом работы в журналистике и кинематографии более 35 лет. Также прорабатывается проект телевизионного сериала (военной драмы) «Клара и Роза». Автор сценария и режиссер - Богомолова Ольга. Затраты на создание проекта «Клара и Роза» составлят 20 млн. рублей, доход от продажи прокатных прав — 35 млн. рублей.

А.В.: За счет каких средств финансируется деятельность компании?

М.К.: Для финансирования подготовительного этапа — создания сценария, подбора актеров и съемочной группы, выбора мест съемок — используются венчурные инвестиции. Сегодня с компанией сотрудничают несколько десятков частных инвесторов, которые получают доход от 3% до 5% от вложенной суммы ежемесячно, и их число продолжает увеличиваться. Венчурные инвестиции — это 10% от общего объема необходимого финансирования. После того, как проект подготовлен, выходим на банковские кредиты, за счет которых финансируется 90% затрат. Стоимость этих денег для нас сегодня — 13%-15% годовых. Средняя стоимость денег, используемых для финансирования деятельности компании, составляет 20% годовых, рентабельность — не менее 35%- 40%.

А.В.: Какие гарантии предоставляет «Русский экран»?

М.К.: Мы не продаем акции - с каждым инвестором заключается договор займа, либо оформляется долговое обязательство (вексель), согласно которому вложенные денежные средства подлежат возврату четко в установленный срок. Добросовестная работа специалистов "Русского экрана" обеспечивает возврат вложенных средств и выплату процентов. Наши инвесторы не зависят от настроений биржевых спекулянтов и, соответственно, застрахованы от финансовых ЧП. Кроме того, для крупных инвесторов, которые вкладывают в наши проекты от 3 млн. рублей и более, владелец компании предоставляет личное поручительство по возврату тела займа. Для банков прорабатывается возможность предоставления государственных гарантий по финансированию проектов, связанных с пропагандой XXII Олимпийских игр в Сочи (2014 г.).

Смотрите также: