«Не падшие, а честные». В Омске состоялась премьера «Ямы» Куприна

В существовании болезни виновата не болезнь, а общество. © / Анна Шестакова / Омский государственный драматический «Пятый театр»

В Пятом театре состоялась премьера постановки «Яма» (18+), созданная по повести Александра Куприна.

   
   

Лицемерие - бич общества

Произведение Александра Куприна «Яма» рассказывает о жизни «двухрублёвого» публичного дома, в котором творится разное. Там можно встретить любовь и смерть, зависть и восторг. Заведует домом Анна Марковна - женщина средних лет, имеющая дочь-подростка, для которой не жалеет ничего. Она покупает ей карету, кружева и новые платья, продавая других таких же девушек. Анна Марковна - жадная до денег, и непонятно, зарабатывает она их для дочки или, чтобы заполнить яму, зияющую в её душе. 

«Пока есть брак, не умрёт и проституция»

В заведении, которое известно, как «Яма», «работают» девушки разных возрастов. Все они глубоко несчастны. Среди «сотрудниц» встречаются редкие даже для такого заведения истории. Например, Женечку в дом терпимости продала родная мать, а молодость Тамары прошла в монастыре. 

Все девушки в публичном доме - одна семья. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»/ Анна Шестакова

В публичном доме работает швейцар по имени Симеон, который очень любит выпить, иногда бьёт работниц, а иногда с ними развлекается. И при этом он очень набожный. Есть и ещё один яркий персонаж - экономка. Скупая и чёрствая управительница в конце концов поражает зрителя своими амбициями.

Проблему проституции обсуждают на протяжении не одной сотни лет. Когда-то в некоторых странах это занятие даже было официальным, теперь оно незаконно. Но от этого ничего не поменялось. Проблема не в проститутках, проблема в обществе - люди не готовы меняться. Мужчины вслух осуждают проституток, но при этом у каждой продажной женщины есть свои клиенты. 

Спрос всегда рождает предложение, а в наше время спрос - это главный двигатель торговли. Общество не может измениться, поэтому всегда будут существовать публичные дома и неверные мужья. «Яма» - это про ложь, в которую верит человек. Мужчина, посещающий публичный дом, верит, что это «в самый последний раз». На самом деле он давно уже в яме.

   
   

«В существовании болезни виновата не болезнь, а общество. В постановке звучит диалог о нравах, но он звучит в стенах публичного дома. Учитель говорит студентам о безнравственности визитов к проституткам, но в то же время, когда он остаётся один, он думает: «Почему бы мне не воспользоваться моментом? Никто же не узнает». Вот, это про лицемерие», - подвела итог режиссёр Людмила Исмайлова.

Несмотря на отметку 18+, бытовой пошлости на сцене нет. Фото: Омский государственный драматический «Пятый театр»/ Анна Шестакова

Без пошлостей

«Самый невинный персонаж «Ямы» - пианист. Он олицетворяет музыку, которая во все сложные времена человечества дарит силу. Музыка работает на уровне ощущений, чувств, божественной вибрации. Образ пианиста - не бытовой. Он озвучивает этот грязный лицемерный мир. Он может играть Шопена, а может играть песенки, которые заказывают посетители «Ямы», - пояснил актёр Егор Лябакин, сыгравший пианиста публичного дома. 

Несмотря на отметку 18+, бытовой пошлости на сцене нет. Режиссёр по пластике Игорь Григурко тщательно всё продумал, показав работу проституток очень чётко, точно, но в то же время без демонстрирования неприятных сцен. 

Корреспондент omsk.aif.ru также поговорил и со зрителями. 

«Нам очень понравилось! Очень интересно обыграли все щекотливые темы, очень понравилась игра актёров. Трогательно, но в то же время без излишней драмы. Мы сначала сомневались, стоит ли идти, ведь «Яма» всё-таки достаточно откровенное произведение. Но всё получилось отлично, без пошлости», - поделились заядлые театралки Ирина и Наталья.