В Омском ТЮЗе (на сцене ДИ им Малунцева) состоялась премьера спектакля «Мёртвые души» (12+) по одноимённой гоголевской поэме. Режиссёр из Челябинска Иван Миневцев взялся за амбициозную задачу — не просто перенести классику на сцену, а «воспарить над Гоголем».
Получилась ли у него эта «воздушная операция»? Первые зрители, заполнившие 13 ноября зал ДИ им. Малунцева, рукоплескали стоя. Но за внешней зрелищностью и гротеском в этой постановке скрывается бездонная глубина вечных русских вопросов, на которые, кажется, нет ответов.
Действие в бескрайнем поле
Жанр спектакля определён как «страшная русская сказка». И это не просто красивая метафора. «В русских — настоящих, корневых — сказках ничего веселого нет, они страшные. Заигрывание со смертью, перерождение — это про тёмные силы», — пояснял режиссёр Иван Миневцев журналистам.
Действие разворачивается в условном пространстве «русской бесконечности»: бескрайнее поле, валы сена, голубовато-белое небо, то ветреное, то тёплое, но всё время какое-то неласковое.
Это поле запросто превращается в губернское присутственное место или в бальную залу, в усадьбы помещиков и даже в столичный город Санкт-Петербург.
Художник-постановщик и лауреат «Золотой маски» Катя Никитина создала минималистичную, но при этом «говорящую» сценографию. Герои живут среди тюков соломы, а их костюмы, выдержанные в пшеничных оттенках, словно сплетены из мешковины, сена и пеньки.
Персонажи здесь - не то чтобы не совсем люди, но скорее те самые архетипы. «Все персонажи — гротескные, архетипические. Мы отходим от бытовой составляющей», — рассказывал режиссёр.
Так, Манилов (Дмитрий Пономарёв) украшает шляпу колосьями; Дамы, приятные во всех отношениях (Валерия Харитоненко, Дарья Оклей), носят колосья в качестве подъюбника и в руках держат косу и грабли с вороном, Коробочка (з.а. Лариса Яковлева) – в чепчике с пшеничным венчиком, а Плюшкин (Евгений Сухотерин) и вовсе забился, как в норку, в тюк с сеном.
Один Чичиков (Александр Карпов) – не из «этих»: прилизанный, чрезвычайно манерный и брезгливый, он одет в черный костюм, поверх которого носит черный же плащ с красной изнанкой – этакий полуБетмэн. Да ещё его слуга Селифан (Кирилл Фриц) тоже отличается от всех в живущих в городе N – он одет в нечто вроде рясы, подпоясанной верёвкой.
Две дороги, один вопрос
Одним из главных режиссёрских изменений гоголевского сюжета стало введение второго главного героя - капитана Копейкина (Виталий Сосой). У Гоголя его история — лишь вставная новелла, легенда. Здесь же пути ветерана, потерявшего на войне руку и ногу и ищущего правду и справедливость, и Павла Ивановича Чичикова - афериста, ищущего выгоду, идут параллельно.
В финале их дороги снова сходятся, и оба, каждый со своей болью и своим опытом, задают один и тот же вопрос, обращенный в зал: «Русь, чего ты хочешь от меня?». Многоголосый крик, на который, по сюжету и по жизни, никто не отвечает.
Спектакль омского ТЮЗа — это не иллюстрация к школьной программе, а попытка диалога. Диалога с Гоголем, со зрителем и с самой Россией, образ которой так и остается загадкой.А ещё, возможно, спектакль кого-то побудит открыть томик Гоголя и вновь перечитать знаменитую поэму.