Всё начинается со спектакля. Как зарождался омский «Третий круг»?

Театр «Третий круг» существует уже 23 года. © / Флора Бабаджанян / личный архив

Сегодня можно говорить о возвращении культуры театров-студий - площадок, где актёры и зрители могут экспериментировать, создавать свою среду и чувствовать себя более свободно.

   
   

Одно из таких творческих пространств, молодёжный театр «Третий круг», находится на втором этаже здания в Советском парке: афиша со спектаклями на входе, камерная обстановка, волшебное фойе - всё здесь буквально окружает теплом и уютом. Создала его ещё в 1999 году Флора Бабаджанян, у которой мы и решили узнать о приходе в театральную профессию, сложностях в постановке детских и взрослых спектаклей, а также жизни в творческой семье.

Мужская профессия

Юлия Истомина, omsk.aif.ru: Флора, расскажите, как в вашей жизни появился театр?

Флора Бабаджанян: Я с детства любила быть в центре внимания. С шести лет занималась акробатикой, посещала занятия в школе индийской культуры. И когда приезжала к родным в Грузию, устраивала для них представления на улице. Соседские бабушки и дети собирались на это посмотреть.

Театр стал не просто работой, а важной частью жизни. Фото: личный архив/ Флора Бабаджанян

А однажды, в период школьной отработки (раньше была такая прекрасная традиция - копать картошку и работать возле школы на участке) меня отправили в детский клуб, который находился в активном поиске творческих людей. Мне на тот момент было всего 11-12 лет. Вот тогда-то всё у меня и началось. Я набрала первую команду ребят всего на несколько лет младше меня, и вместе мы начали проводить различные мероприятия.

Но окончательно моя судьба решилась уже в колледже, где я встретила мастера - Юрия Юрьевича Шушковского. Он круто поменял мою жизнь и отношение к сцене. Уже встал настоящий выбор - буду ли я заниматься этой достаточно мужской профессией или нет.

- А почему режиссёр - мужская профессия?

   
   

- На мой взгляд, режиссёр - однозначно мужская профессия. Здесь нужно быть человеком с «холодным носом» - сочетание внутреннего неравнодушия и внешнего спокойствия. У меня же внутри бурлит и кипит - и снаружи то же самое, а по-хорошему ты должен уметь находить баланс во всём этом.

Я сейчас не про женскую и мужскую режиссуру… Здесь как раз таки очень спорно, ведь на всё есть свой зритель. Я имею в виду внутренние составляющие - женщины менее сдержанные, эмоциональные, больше думают сердцем, а мужчины - головой.

- Театру «Третий круг» почти 25 лет. Как он создавался и почему именно такое название вы для него выбрали?

- Он появился в моей жизни случайно. Мне нужно было делать дипломную работу в колледже культуры, и я выбрала для неё «Маленького принца». Когда только искала себе артистов, не думала, что это может вылиться в создание театра. Но после постановки первого спектакля мы уже не расстались.

Недавно на одном из мастер-классов коллеги меня спрашивали, как создать такой коллектив, как у меня. И ответ мой был: делать спектакли. Я считаю, что театр начинается со спектакля, а всё остальное - это уже вторая история. Понятно, что спектакль не сделаешь без команды, но так или иначе всё вертится именно вокруг постановки. У нас до сих пор есть один актёр, который был задействован в спектакле в далёком 1999-м, и играет в «Третьем круге» сейчас - это мой супруг Александр.

Все репетиции начинаются с круга и заканчиваются кругом. Фото: личный архив/ Флора Бабаджанян

Меня многие спрашивают, почему театр так называется. Если коротко, это как поколения, наш театр - третий круг от моего учителя Юрия Юрьевича. Разошлись круги по воде. Также у нас все репетиции начинаются с круга и заканчиваются кругом. А ещё символом нашего театра является солнце.

Задеть за живое

- Каково это - жить в творческой семье, да ещё и работать в одном театре?

- Это счастье. Хотя многие говорят, что это тяжело, но тут я готова поспорить. Просто нужно научиться не путать отношения с работой, особенно когда дело становится чуть ли не основной частью твоей жизни.

Независимые театры - это здорово. Тебе никто не диктует правила игры, ты сам их создаёшь, и, если эта игра интересная, зритель будет к тебе ходить.

У нас и 13-летняя дочь тоже здесь - в театре. Мы старались её держать на расстоянии, но ничего не вышло. С трёх лет она занимается вокалом, думали, в ту сторону будет развиваться, но её всегда тянуло в театр.

- У вас в репертуаре есть и детские, и взрослые спектакли. Расскажите, что сложнее ставить и почему?

- Там разные сложности просто. Внутренняя эмоциональная работа сложнее, когда делаешь спектакли для взрослых, потому что это обычно материал, который болит и остро отзывается, ведь всегда берутся какие-то актуальные темы. После каждой «взрослой» премьеры возникает ощущение, что в очередной раз себя победил.

В спектаклях, в которых играют дети, всё «веселее» в организационном плане. Но я обожаю их ставить и очень люблю детскую аудиторию в нашем зале. На детских спектаклях, честно говоря, отдыхаешь.

Новогодние спектакли - любимое время для артистов театра. Фото: личный архив/ Флора Бабаджанян

В некоторых театрах не любят Новый год, а мы, наоборот, всегда очень ждём его, хотя и называем этот период «новогодней школой выживания». Поэтому серьёзно подходим к таким спектаклям: это всегда масштабно, зрелищно и по-доброму. На Новый год многие дети впервые приходят в театр. Первый раз, понимаете? Это очень ответственно! От нас зависит, полюбит ребёнок театр или нет. Вернётся ли он сюда снова.

- Со скольких лет дети начинают заниматься у вас в театральной студии? Легко ли учить играть?

- Дети ходят к нам с пяти лет. Тем не менее нет такого отношения, что это просто кружок. Ты уже в профессии, друг, так что давай не отлынивай. Они по-настоящему играют в спектаклях, на которые приходит зритель.

Наставники, которые ведут занятия, делают всё, чтобы дети не просто говорили заученный текст и запоминали, куда им красиво встать в костюмчике, а именно перевоплощались в каждой роли, понимали природу актёрской игры, были азартны и свободны.

Мы стремимся научить наших студийцев быть счастливыми и любить эту профессию! Кому нужен унылый и недовольный артист? А ещё их следует учить сочувствовать и понимать другого, нелинейно думать и образно мыслить. Пусть даже он никогда не станет актёром, но при этом будет понимать искусство и будет знать, что его нужно разгадывать. Ведь театр всегда нужно читать за строчками, здесь зрелище не просто ради зрелища, в нём всё - образ.

Вдохновение вкупе с кризисом

- С какими сложностями сегодня приходится сталкиваться независимым театрам?

- Если бы были только сложности, мы бы не существовали. Есть много и положительных моментов.

Сегодня много независимых театров: каждый хочет найти своё место и делать своё дело. В Советском Союзе при каждом ДК были любительские театры, а в сегодняшних реалиях это просто по-новому выразилось.

Чайка LIVINGston. Фото: личный архив/ Флора Бабаджанян

Независимые театры - это здорово. Тебе никто не диктует правила игры, ты сам их создаёшь, и, если эта игра интересная, зритель будет к тебе ходить. Конечно, независимый театр не бизнес! Расходов всегда больше, чем доходов. И творческим ячейкам приходится непросто.

Но сказать, что независимое театральное движение не поддерживает государство, я не могу. Поддерживает! Сколько различных грантов. Жаль, что пока нам не удаётся получать грантовую поддержку от государства, ведь многие сейчас существуют и развиваются на эти средства. Но для этого нужно готовить сметы, проекты, заниматься бумажными делами, чему мы пока только учимся.

- Где вы черпаете вдохновение для создания спектаклей?

- Из жизни: из опыта моего детства, общения с родными, природы, того, что происходит сегодня в мире. У нас летом спонтанно родился фестиваль «Сказочный экспресс». Почувствовали, что все люди как будто устали, ведь мы ещё от пандемии толком не отошли. Последней кап­лей стало то, что мы играли клоунаду «Звёздный дождь» и вдруг поняли: зритель не смеётся там, где обычно это делал. Зал стал по-другому реагировать. Это удивительное ощущение.

Международной фестиваль «Театр начинается…». Фото: личный архив/ Флора Бабаджанян

- А творческие кризисы иногда настигают вас?

- Постоянно! Можно сказать, кризис идёт параллельно с вдохновением. Они там друг с другом ругаются: вдохновение говорит «да-да, это круто, ты молодец», а кризис - что всё ерунда.

Иногда бывает полная апатия, у меня чаще всего она быстро проходит, минут 20 максимум, но в этот момент лучше, чтобы все от меня убежали, потому что я очень эмоциональная. Мне в такие периоды кажется, что всё, сегодня театр закончится раз и навсегда. А потом одно за другим - и снова понеслось! Какая апатия, когда впереди великие дела?!

ДОСЬЕ
Флора БАБАДЖАНЯН. Родилась в 1980 году в Омске. Окончила Омский областной колледж культуры и искусства и ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Основатель, художественный руководитель и режиссёр Молодёжного театра «Третий круг». Является неоднократным обладателем приза за «Лучшую режиссуру» на всероссийских и международных театральных фестивалях. Лауреат премии «Признание» СТД России. Помимо «Третьего круга», ставит спектакли в профессиональных театрах Омска («Арлекин», ТЮЗ), Омской филармонии, Курганском театре драмы, а также в Париже в детском русскоязычном театре «Апрелик».