Вокал – это мозг. Солистка музтеатра Ольга Березовская о наставничестве

Ольга Березовская начала преподавать вокал, имея за плечами 17 лет службы в театре. © / Омский музыкальны театр

В сфере искусства наставник - человек особенный. Он гораздо больше, чем учитель, от него буквально зависит судьба учеников.

   
   

Солистка-вокалистка Омского музыкального театра, преподаватель вокала Ольга Березовская рассказала корреспонденту omsk.aif.ru, каким был её путь в наставничество, зачем артистам корона и почему вокал - это мозги.

Всё по-честному

Валерия Загорская, omsk.aif.ru: Ольга, вы преподаёте с 2012 года. Какой нужно пройти путь, чтобы стать наставником?

Ольга Березовская: Этот путь должен быть очень насыщенным в плане получения опыта, поскольку наставничество - огромная ответственность, так как наставник отвечает за судьбу своего подопечного. Нужно хорошо подумать, прежде чем принять решение стать наставником. Я шла к этому долго: начала преподавать вокал, имея за плечами 17 лет службы в театре.

И я продолжаю учиться вместе со своими воспитанниками, когда занимаюсь с ними, подбираю для них новые вокальные приёмы. Наставнику нельзя вариться в собственном соку, нужно общаться с другими мастерами, обмениваться опытом и профессиональными фишками.

Однажды став наставником для своих студентов, продолжаю им быть до сих пор - общение не прекращается. Даже в Омском музыкальном театре мне удалось поработать наставником на проекте «Музыкальный. Новое поколение». Я проводила мастер-классы по сценической речи, сценическому движению и актёрскому мастерству. Было непросто работать сразу по нескольким направлениям, но всё же это удалось, я получила полезный опыт.

Адель из оперетты и. Штрауса "Летучая мышь" (с Александром Серковым в роли Фалька). Фото: Омский музыкальны театр

- «Фишки» в своё время вы взяли у своих наставников?

   
   

- Конечно! У меня были очень хорошие мастера, они мне дали билет в профессию. Хотя им пришлось со мной нелегко, всему виной мой упрямый характер. Если сравнить наше поколение и нынешнее, сейчас студенты совсем другие - они знают, чего хотят от жизни, в отличие от нас в юности. Я, например, долго не могла понять, чего же я хочу. Пришла работать в новосибирский театр оперетты, практически ничего не зная про оперетту. Но в театре что-то во мне разглядели, если приняли в труппу…

Два года службы на сцене показали: если хочу дальше расти профессионально, мне нужен наставник. И я поступила в Новосибирское театральное училище. Меня коллеги не понимали, недоумевали, зачем мне ещё учиться, так как я уже была солисткой театра. Но я сделала так, как сочла нужным: поступила, училась на совесть, причём мастера никогда не давали поблажек и не делали скидок из-за того, что я совмещала учебу с работой.

- Помните своего первого наставника? Чему она вас научила?

- Она научила меня дисциплине и приучила работать над собой. Я не могла ей лгать, хитрить. С тех пор у меня пунктик по поводу честности. Я не хочу, чтобы меня как наставника боялись, я хочу быть педагогом, которому не смеют врать.

Нужно хорошо подумать, прежде чем принять решение стать наставником.
. .

Как звездам сойтись

- Считается, что голос или есть, или нет. Сколько сил и времени у вас как наставника уходит, чтобы обучить вокалу?

- Обучить вокалу невозможно. Этому надо учиться всю жизнь, независимо от того, быстро усваиваешь новую информацию или нет, насколько вокальная у тебя голова. По моему глубокому убеждению, вокал - это прежде всего мозги. Даже если у человека не развит голос, при огромном желании и трудолюбии его можно развить и огранить. Знаю массу примеров, когда вокалисты со средними данными смогли их развить так, что поют в серьёзных театрах - у них просто вокальная голова, они понимают, как надо петь. Опять же знаю массу людей, которые, имея великолепные вокальные данные, ничего с этим не сделали.

.В роли Атуевой в мюзикле А. Колкера "Свадьба Кречинского" с заслуженным артистом РФ Александром Хмыровым. Фото: Омский музыкальны театр

- Как понять, что звёзды сошлись - ученик и наставник нашли друг друга?

- Есть индикатор: эмоциональный отклик. Если наставник эмоционально реагирует на своего воспитанника, то всё хорошо. По этому поводу есть шутка: твой истинный наставник - тот, кто хочет тебя убить. Наставник всегда переживает из-за неудач своего подопечного и радуется успехам. Отсутствие эмоций говорит о том, что ученик неинтересен, пазл «наставник - воспитанник» не сложился.

- В народе существует масса мифов, связанных с вокалом и сценой. Вам эти мифы приходится развеивать?

- Как только студент попадает в вокальную или актёрскую среду, мифы развеиваются сами. Изначально все приходят великими, с коронами на головах. Со временем ощущение собственного всемогущества исчезает, люди сами осознают, что надо учиться. Жаль, что в Омске нет профильных вузов - театрального и музыкального. Их наличие поз­волило бы молодым дарованиям сделать совершенно иные шаги в профессии. Вокалисты с консерваторским образованием сильно отличаются от тех, кто не обучался в консерватории. В музыкальном вузе своя особенная атмосфера, прививающая определённый стиль поведения и вкус, высокая степень подготовки.

- К вопросу о звёздной короне у артистов. Она нужна?

- Корона нужна. Здоровые(!!!) амбиции у актёров должны быть, без них невозможен профессиональный рост. Главное, чтобы эта корона не была огромной и, как сказал Леонид Филатов, «не висла на ушах».

Учитель и родитель

- Наставничество - это история прежде всего о профессионализме и профессиональном росте. Но зачастую наставничество из профессиональной плоскости распространяется на другие сферы жизни. К вам ученики идут со своими проблемами?

- Идут, потому что наставник срастается с учениками на духовном и эмоциональном уровне. Вокал - это очень интимная вещь, как актёрское мастерство. Ученики начинают воспринимать наставника как часть своей семьи.

- За годы службы в театре вы сыграли большое количество ролей. Есть любимые персонажи?

- Конечно, есть! Атуева в «Свадьбе Кречинского», Кассандра в спектакле «Если начать сначала», Женя в постановке «Женя, Женечка и «катюша» и ещё многие.

Поездка в Чечню с народным артистом РФ Владимиром Никеевым. Фото: Омский музыкальны театр

- Вы награждены двумя медалями: «За полезное» и «За службу на Северном Кавказе». Поездка к нашим бойцам во время Чеченской военной кампании вас изменила? Она оказала влияние на ваше творчество?

- Война всех меняет, и я не исключение. После того как побывала в зоне боевых действий, начала иначе воспринимать жизнь, отношения, работу. Пришло понимание, что надо легче жить, беречь близких, не стоит тратить время на ссоры. Что касается творчества, у меня всегда было тяжело с песнями о войне - эмоции накрывают с головой, до слёз, поэтому над военным репертуаром приходится долго работать.

ДОСЬЕ
Ольга БЕРЕЗОВСКАЯ. Сопрано. Солистка-вокалистка омского музыкального театра, преподаватель вокала. В 1995 году окончила Новосибирское музыкальное училище специальность - академический вокал. В 2001 году окончила Новосибирское государственное театральное училище. В 2011 году окончила Новосибирский государственный театральный институт, специальность - артист музыкального театра. С 1995 по 2001 год - солистка Новосибирского театра музыкальной комедии. С 2001 года - солистка Омского государственного музыкального театра. С 2011 по 2013 год - преподаватель актёрского мастерства в ОмГУ. С 2012 по 2020 год - преподаватель вокала и сценической речи театра-студии «Артист» на базе Омского отделения Союза театральных деятелей. С 2019 года - преподаватель вокала в Омском музыкально-педагогическом колледже. В составе гастрольной группы артистов театра принимала участие в поездке в Чечню (2002). Лауреат премии Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» (Омск, 2007). Лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства (Омск, 2011). Награждена медалями «За полезное» и «За службу на Северном Кавказе».