В сфере искусства наставник - человек особенный. Он гораздо больше, чем учитель, от него буквально зависит судьба учеников.
Солистка-вокалистка Омского музыкального театра, преподаватель вокала Ольга Березовская рассказала корреспонденту omsk.aif.ru, каким был её путь в наставничество, зачем артистам корона и почему вокал - это мозги.
Всё по-честному
Валерия Загорская, omsk.aif.ru: Ольга, вы преподаёте с 2012 года. Какой нужно пройти путь, чтобы стать наставником?
И я продолжаю учиться вместе со своими воспитанниками, когда занимаюсь с ними, подбираю для них новые вокальные приёмы. Наставнику нельзя вариться в собственном соку, нужно общаться с другими мастерами, обмениваться опытом и профессиональными фишками.
Однажды став наставником для своих студентов, продолжаю им быть до сих пор - общение не прекращается. Даже в Омском музыкальном театре мне удалось поработать наставником на проекте «Музыкальный. Новое поколение». Я проводила мастер-классы по сценической речи, сценическому движению и актёрскому мастерству. Было непросто работать сразу по нескольким направлениям, но всё же это удалось, я получила полезный опыт.
- «Фишки» в своё время вы взяли у своих наставников?
- Конечно! У меня были очень хорошие мастера, они мне дали билет в профессию. Хотя им пришлось со мной нелегко, всему виной мой упрямый характер. Если сравнить наше поколение и нынешнее, сейчас студенты совсем другие - они знают, чего хотят от жизни, в отличие от нас в юности. Я, например, долго не могла понять, чего же я хочу. Пришла работать в новосибирский театр оперетты, практически ничего не зная про оперетту. Но в театре что-то во мне разглядели, если приняли в труппу…
Два года службы на сцене показали: если хочу дальше расти профессионально, мне нужен наставник. И я поступила в Новосибирское театральное училище. Меня коллеги не понимали, недоумевали, зачем мне ещё учиться, так как я уже была солисткой театра. Но я сделала так, как сочла нужным: поступила, училась на совесть, причём мастера никогда не давали поблажек и не делали скидок из-за того, что я совмещала учебу с работой.
- Помните своего первого наставника? Чему она вас научила?
- Она научила меня дисциплине и приучила работать над собой. Я не могла ей лгать, хитрить. С тех пор у меня пунктик по поводу честности. Я не хочу, чтобы меня как наставника боялись, я хочу быть педагогом, которому не смеют врать.
Нужно хорошо подумать, прежде чем принять решение стать наставником.
Как звездам сойтись
- Считается, что голос или есть, или нет. Сколько сил и времени у вас как наставника уходит, чтобы обучить вокалу?
- Обучить вокалу невозможно. Этому надо учиться всю жизнь, независимо от того, быстро усваиваешь новую информацию или нет, насколько вокальная у тебя голова. По моему глубокому убеждению, вокал - это прежде всего мозги. Даже если у человека не развит голос, при огромном желании и трудолюбии его можно развить и огранить. Знаю массу примеров, когда вокалисты со средними данными смогли их развить так, что поют в серьёзных театрах - у них просто вокальная голова, они понимают, как надо петь. Опять же знаю массу людей, которые, имея великолепные вокальные данные, ничего с этим не сделали.
- Как понять, что звёзды сошлись - ученик и наставник нашли друг друга?
- Есть индикатор: эмоциональный отклик. Если наставник эмоционально реагирует на своего воспитанника, то всё хорошо. По этому поводу есть шутка: твой истинный наставник - тот, кто хочет тебя убить. Наставник всегда переживает из-за неудач своего подопечного и радуется успехам. Отсутствие эмоций говорит о том, что ученик неинтересен, пазл «наставник - воспитанник» не сложился.
- В народе существует масса мифов, связанных с вокалом и сценой. Вам эти мифы приходится развеивать?
- Как только студент попадает в вокальную или актёрскую среду, мифы развеиваются сами. Изначально все приходят великими, с коронами на головах. Со временем ощущение собственного всемогущества исчезает, люди сами осознают, что надо учиться. Жаль, что в Омске нет профильных вузов - театрального и музыкального. Их наличие позволило бы молодым дарованиям сделать совершенно иные шаги в профессии. Вокалисты с консерваторским образованием сильно отличаются от тех, кто не обучался в консерватории. В музыкальном вузе своя особенная атмосфера, прививающая определённый стиль поведения и вкус, высокая степень подготовки.
- К вопросу о звёздной короне у артистов. Она нужна?
- Корона нужна. Здоровые(!!!) амбиции у актёров должны быть, без них невозможен профессиональный рост. Главное, чтобы эта корона не была огромной и, как сказал Леонид Филатов, «не висла на ушах».
Учитель и родитель
- Наставничество - это история прежде всего о профессионализме и профессиональном росте. Но зачастую наставничество из профессиональной плоскости распространяется на другие сферы жизни. К вам ученики идут со своими проблемами?
- Идут, потому что наставник срастается с учениками на духовном и эмоциональном уровне. Вокал - это очень интимная вещь, как актёрское мастерство. Ученики начинают воспринимать наставника как часть своей семьи.
- За годы службы в театре вы сыграли большое количество ролей. Есть любимые персонажи?
- Конечно, есть! Атуева в «Свадьбе Кречинского», Кассандра в спектакле «Если начать сначала», Женя в постановке «Женя, Женечка и «катюша» и ещё многие.
- Вы награждены двумя медалями: «За полезное» и «За службу на Северном Кавказе». Поездка к нашим бойцам во время Чеченской военной кампании вас изменила? Она оказала влияние на ваше творчество?
- Война всех меняет, и я не исключение. После того как побывала в зоне боевых действий, начала иначе воспринимать жизнь, отношения, работу. Пришло понимание, что надо легче жить, беречь близких, не стоит тратить время на ссоры. Что касается творчества, у меня всегда было тяжело с песнями о войне - эмоции накрывают с головой, до слёз, поэтому над военным репертуаром приходится долго работать.