Корреспондент «АиФ в Омске» поговорил с режиссёром Анной Козловской об особенностях любительского театра, о любви к своему делу и спектакле «Балаганчик», в основу которого легли произведения эпохи Серебряного века, в том числе поэзия Осипа Мандельштама. К слову, 15 января в России отметили 130-летие со дня рождения поэта.
Для творчества, души, эксперимента
Алина Ясинская, «АиФ в Омске»: Анна, театру «ШуМиМ» более 20 лет. Расскажите об истории его создания. Спектакли в каких жанрах вы ставите?
- Сколько сейчас у вас групп, как они делятся?
- Три группы – младшая с восьми лет, подростковая с 14 лет и основной состав театра. С младшей группой мы занимаемся в выходные дни. Работаем с детьми уже второй год. Группа состоит из ребят от восьми до 11 лет. И она уникальна тем, что там почти все мальчишки. Мы даже объявляли донабор девочек, потому что не могли поставить спектакль. В прошлом году мы с ними показали спектакль «Незнайка и друзья». Что касается подростковой группы, то она немногочисленная, потому что подростки часто меняют занятия.
- Как попасть к вам в театр?
- В ГЦНТ в конце лета проводится день открытых дверей. Тогда можно записаться во все коллективы, и в наш в том числе. Мы принимаем в младшую и подростковую группу практически всех. В старшую группу можно попасть после занятий в студии при театре. Те, кто занимался в «ШуМиМ» в детстве и решил продолжить после школы, также попадают в основной состав.
- Есть люди, которые давно занимаются в театре?
- Много поколений артистов выращено, выпущено, но есть бриллианты, которые со мной с самого начала - Татьяна Михайленко, Дмитрий Юферов и Юлия Петренко. В театре руководитель играет большую роль, но есть люди, без которых не будет коллектива. Если любительскому театру больше 15 лет - он сделал выбор, быть или не быть. Но на одном режиссёре он не сможет существовать.
- Многие ли после выпуска идут учиться в театральные вузы?
- Да, есть ребята, которые обучаются в театральных вузах. Но у меня нет цели, чтобы человек пошёл в актёрскую профессию. Для меня любительский театр – это особый театр -это для творчества, души, общения, эксперимента.
- Где трудятся ваши взрослые актёры?
- Много работает в театральной сфере, они тоже стали руководителями коллективов. Есть медики, журналисты, инженеры. Также занимаются и студенты, некоторые учатся на технических специальностях. Бывает так, что человек выбрал профессию и приходит в театр. А иногда занятия здесь наталкивают его на то, чем заниматься в жизни. Когда человек говорит, что будет поступать в театральный вуз, я, если честно, вздыхаю. Не всегда это поддерживаю. Многие идут в эту профессию за лёгкой жизнью, но период лёгкости свойственен молодому возрасту. Как режиссёр я могу увидеть, есть ли у человека предрасположенность. Талант есть у каждого, его просто надо нащупать и раскрыть. Но вот профессиональным актёром сможет быть не каждый.
Не театр, а мечта
- А когда у вас появилась любовь к театру?
- Для меня театр всегда был мечтой. Я хотела всегда сюда попасть, но пришла поздно. Я отучилась в педагогическом колледже и разрешила себе поступать в наш ОмГУ на режиссуру, когда мне был 21 год. Я пошла поступать для того, чтобы перестать терзаться, достойна ли я этой профессии. И всё получилось. Я влюбилась в своё дело. До поступления у меня был только один театральный опыт – утренники в детском саду, где моя мама была воспитателем. А так я занималась спортом: фигурным катанием и легкой атлетикой. Но настоящая мечта реализовалась, когда мы с сестрой поступили на режиссёрский курс к М.Б. Борисову в легендарную «Щуку» (ВТИ им. Б. Щукина).
- Как вы находите время для семьи? Руководить театром – большое дело.
- У нас театр почти что семейный. Муж пишет нам музыку, играет, ведёт ритмику, вокал у наших ребят. При том, что у него свой музыкальный проект. Сын Егор играл Маленького Принца и захотел остаться в театре. Из-за чего, к слову, образовалась младшая группа. Наталья Владимировна, режиссёр театра «КС», с которым мы разделяем наши помещения, моя родная сестра. Где ты, там и твоя семья. Моя всегда рядом.
- Кроме театра, чем вы ещё занимаетесь или занимались бы?
- Я рисую. У меня нет художественного образования, но во многих спектаклях я выступаю как художник. И в профессиональные театры меня тоже зовут как художника, хотя у меня нет диплома. Но зато есть практика.
Я могла бы быть тренером. Вела бы, например, оздоровительную группу. Кстати, когда-то давно в театре был день для группы здоровья. Это были такие открытые занятия, где была пластика, растяжка, медитация. А после занятий мы пили чай. На тренинги ходили все желающие.
- Чему вы в первую очередь учите своих актёров?
- «Научить нельзя, можно только научиться». Театральное дело развивает очень ценные человеческие качества: партнёрство, ответственность, дисциплину. На первый взгляд может показаться, что для успешной работы в коллективе нужна фантазия, воображение, лёгкость - всё так, но без трудолюбия, терпения, силы воли ничего не получится. Может быть, поэтому наши ребята часто становятся хорошими организаторами, руководителями своих проектов и даже режиссёрами.
- Что вас вдохновляет? Как составляете репертуар?
- Есть произведения и темы, которые впечатлили. Но есть спектакли не по произведениям. Например, последняя работа - «Колесо № 3». Это тема пандемии, изоляции. Рефлексия на то, что теперь охватило всё человечество. Это авторская работа двух театров «ШуМиМ» и «КС». В любительском театре мне очень нравится то, что есть возможность тщательно работать с материалом. Прощупывать тему вместе с ребятами, выбирать, обсуждать пьесу. С профессионалами, конечно, этой возможности нет. Но есть другие возможности, безусловно.
- А как родился спектакль «Балаганчик»?
- Мы давно хотели сделать музыкальный спектакль. Через творчество Вертинского погрузились в поэзию Серебряного века. Потом окунулись в историю и вдруг увидели очевидных лидеров – Мандельштама, Блока. Мы, как следопыты, пришли к «Балаганчику». Вплетены в спектакль и стихи Цветаевой, Ахматовой, песни Вертинского. Театр выезжал в Чернолучье. Мы сидели у костра, читали друг другу стихи. Это были не просто разговоры, у нас была цель - сделать из этого спектакль.
- Какой жанр у спектакля?
- Жанр - спиритический сеанс Серебряного века, которые были актуальны в то время. Люди хотели заглянуть в будущее, они жили с предчувствием роковых событий. И в то же время в спектакле показан театр, его герои - Пьеро, Арлекин, Коломбина. Показано время перед революцией, смена всего, что было, приход иного. Песня «Наш паровоз, вперёд лети!» - лейтмотив спектакля. Сначала бронепоезд вдалеке, но потом врывается в пространство «Багаланчика» и сметает всех, кто не готов сесть в вагон.
- Как «Балаганчик» отражается в современности?
- Многое становится понятным, когда есть эмоциональное подключение к эпохе. Сухие цифры не так влияют – столько-то погибло, столько-то выслано, уехало. Когда есть эмоциональная переработка времени, понимаешь, на сколько лет этот резонанс. Вместе с тем спектакль пронизан иронией, юмором. Форма гротеска позволяет выпукло создать персонажи. Балаганчик как модель мира, такой маленький, хрупкий. Что в нём настоящее, кто пишет пьесу, кому дадут главную роль? В конце февраля мы ждём зрителей на этот спектакль.