«Кризис мешает зрителям». Директор «Арлекина» о современном театре кукол

«Арлекин» - один из старейших театров кукол России. © / Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Театр кукол в Омске появился весной 1936 года. Точнее, ни самого театра, ни здания для него тогда ещё не было. Но зато были энтузиасты, которые взяли в руки кукол, чтобы сыграть первый в их жизни кукольный спектакль  – «Каштанку». Читку пьес проводили под открытым небом, репетировали вечерами в подвальных мастерских драмтеатра. Каким стал театр кукол через 80 лет? Об этом – в нашем интервью с его директором Станиславом Дубковым.

   
   

Можно всё! 

Ольга Емельянова: Станислав Маркович, 80 лет для театра – возраст солидный или, как говорится, всё только начинается?

Станислав Дубков

Станислав Дубков: «Арлекин» - один из старейших театров кукол России, у нас вообще в стране не так уж много кукольных коллективов, которые перешагнули 80-летний рубеж. Много ли это? Если говорить о том, что уже сделано – да, много. Но хочется ведь сделать ещё больше. Театр – живой организм, и жив он тогда, когда находится в поиске. Мы не существуем обособленно, вот уже четыре международных фестиваля «В гостях у «Арлекина» провели, где демонстрируем самый разнообразный театр кукол. К нам приезжают коллективы из разных стран - от Канады до Китая, от Индии до Японии. И у всех у них своё лицо, свои традиции.

- Омский фестиваль сейчас входит в десятку крупнейших в мире. Такие статусные мероприятия помогают привлечь взрослую публику на спектакли вечернего репертуара?

- Проблема со взрослой публикой есть в любом российском театре кукол, потому что у нас крепок стереотип, что кукольный театр - только для детей. Но ведь театр кукол – не детский театр. Да, в первую очередь, он ориентирован на детей, но как вид искусства он для всех возрастных категорий. Когда у нас на фестивале показывается постановка для взрослых из Японии или Ирана, то, конечно, для зрителя интерес к экзотической культуре – это дополнительный стимул прийти на кукольный спектакль. Но наш театр со своим взрослым зрителем выстраивает взаимоотношения на протяжении долгого времени. В 1960-е к нам приходили на «Чёртову мельницу», в 80-е на «До третьих петухов» и «Месс-Менд», в 90-е на «Синюю Бороду» и «Еврейское счастье», в 2000-е на «Оболганные и забытые» и «Ромео и Джульетту».

Героиня первого спектакля в омском кукольном театре - Каштанка Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Переезд в новое здание дал коллективу совершенно другой уровень постановочных возможностей и качественно иную среду для приёма гостей. Потом, визит к нам не ограничивается просмотром спектакля: перед ним или в антракте омичи могут посетить наш музей, где собрана большая коллекция театральных кукол. Кстати, в нём ближайшие полгода будет работать юбилейная экспозиция «Путешествие с куклами длиною в 80 лет», где представлены куклы из спектаклей последних лет, получивших награды на различных фестивалях. Это куклы, которые сегодня выходят на нашу сцену. Выставить таким образом сразу восемь действующих спектаклей – это мы себе можем позволить только в честь юбилея.

А если вернуться к постановкам для взрослых, у нас сейчас только по произведениям Гоголя три спектакля, две постановки по Шекспиру, «Недоросль» Фонвизина, визуальный спектакль «Мимолётности». Молодёжь с удовольствием смотрит артпанк-story «Ворон». Благодаря сотрудничеству с режиссёром Сергеем Балыковым мы стали приглашать на спектакли «Холодное сердце» и «Легенда горы Фудзи» зрителей «тинейджерского» возраста. Подростков вообще в театр сложно привести, а чтобы в кукольный, так и подавно. Ведь они считают, что давно выросли из театра, куда приходили маленькими. И когда они хором скандируют после спектакля слова благодарности артистам – это очень дорого стоит.

   
   
Омские кукольники, фото 30-х годов Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- Если подростков в театр привести сложно, то малышей родители обычно не спрашивают - и приносят в зал для самых маленьких чуть ли не грудных младенцев. Мам и пап никак не удаётся убедить в том, что на возрастные рекомендации всё-таки стоит обращать внимание?

- Каждый слышит то, что готов услышать. У нас везде написано, что на спектакли для самых маленьких мы приглашаем детей с двух лет. Но иногда приходят и с грудными детьми, и никак родителям не объяснишь, что рано. Ведь все мамы и папы считают, что их ребёнок самый умный, и всё обязательно поймёт. Зал для самых маленьких – это наше ноу-хау, мы впервые в России сделали подобное. И сейчас это самый посещаемый зал «Арлекина», но там всего 50 мест. В этом зале дети сидят на ковре на подушечках, и здесь нет строгих правил поведения: малыш может прилечь, может встать или поползти. Сейчас зал для самых маленьких носит имя заслуженного артиста России Эдуарда Уракова. Эдуард Семёнович был у истоков этого зала, он придумал саму форму доверительного разговора актёра с малышами. Его очень любили и маленькие зрители, и родители. К сожалению, этого удивительного мастера сегодня уже нет с нами, но придуманные им спектакли продолжают жить.

Про кризис и оптимизм 

- Последние пару лет омские театральные фестивали переживают если не кризис, то явно сложные времена. Зарубежных гостей как-то поубавилось, афиша ужалась…

- Конечно, с финансированием сейчас у всех проблемы. Когда фестивали преодолеют кризис? Это риторический вопрос из серии «когда мы станем жить лучше». У нас за четыре фестиваля «В гостях у «Арлекина» проблем с афишей не было, ведь мы ищем участников в самых разных регионах. Стремимся расширять географию нашего форума, сохранять его статус как глобального фестиваля,  чтобы он оставался местом встречи кукольников из географически удалённых друг от друга уголков мира. Поверьте, подобных фестивалей в мире осталось очень мало. Вот на 2017 год у нас уже много заявок от интересных коллективов из разных стран. Это притом, что наш фестиваль не оплачивает все расходы коллективов, деньги на приезд к нам они должны найти сами. Но кукольники очень ценят возможность обмена опытом, ведь мы приглашаем участников на весь срок проведения фестиваля. Авторский театр кукол - динамично развивающееся искусство, кукольники постоянно что-то изобретают, поэтому для них очень важно видеть новые идеи, технологии, подсмотреть секреты. И нам приятно, что наш фестиваль любят за его особую атмосферу.
Спектакль «Спящая красавица» Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- Многие ваши коллеги по театральному цеху любят говорить, что кризис и безденежье активизируют творческие процессы, мобилизует силы. Вы с этим согласны или коллеги лукавят?

- Может, и не лукавят, но, на мой взгляд, заблуждаются. Для меня загадка, как кризис может активизировать творческие процессы. Конечно, между деньгами и креативностью нет однозначной и прямой связи. Большое количество денег не обязательно приведёт к появлению шедевра. Но и отсутствие денег сдерживает творческий полёт. В театре возможен минимализм выразительных средств: можно сделать спектакль на трёх стульях на открытом воздухе без музыки – и представить, что благодаря только таланту режиссёра и актёров он будет интересен. Но мне кажется, что сила театра в том, что это коллективное синтетическое искусство, и чем больше задействовано компонентов, тем интереснее и незауряднее может оказаться результат - спектакль. Как директор я стараюсь максимально обеспечить замысел тех постановщиков, что ставят у нас в «Арлекине». При этом мы тоже стремимся экономить, но это происходит на стадии проработки замысла: здесь уже постановочная часть внимательно смотрит на материалы - как можно добиться того же сценического эффекта более экономичным путём. А потом нам построили такое замечательное здание, предоставили такие уникальные сценические возможности, что мы просто обязаны использовать всё это на благо людей. 

Кризис нам больше мешает в организации гастрольных и фестивальных поездок. Например, наше «Холодное сердце» приглашают на международный фестиваль в Екатеринбург, его организаторы очень хотят показать и екатеринбуржцам, и гостям фестиваля именно этот спектакль, а у нас нет средств, чтобы вывезти такую большую постановку. А главное – кризис мешает зрителям: не все могут себе позволить посещать театр так часто, как хотелось бы. И это сегодня чувствуют все омские театры.  
Постановка «Детство Никиты» Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- Однако, согласно последним данным Росстата, «Арлекин» - единственный театр в Омске, где посещаемость за прошлый год увеличилась.

- Мы государственный театр, поэтому у нас существует такое понятие, как госзадание.  Согласно ему в 2015 году у нас должна была быть заполняемость залов не менее 95%, мы же закрыли прошлый год с показателем 98,6%.

- Скоро 300-летний юбилей города, вы, как омич, чего ждёте от этого праздника?

- Чтобы все праздничные мероприятия хорошо прошли, а настроение омичей накануне Дня города ничего бы не испортило. Чтобы в августе у каждого жителя города в душе была весна. Очень хочется посмотреть на преображённый город, чтобы он был таким не только накануне юбилея. Несмотря на все сложности нашей жизни, сердце всегда греет мысль, что у нас в городе живут удивительные люди. Вот только хочется, чтобы они больше улыбались на улицах. Юбилейный вечер нашего театра, который состоится 23 мая, мы также посвящаем 300-летию любимого города.

Досье
Станислав Дубков, директор Омского государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин», председатель правления Омского отделения СТД РФ. Родился в 1952 году в Омске. Окончил актёрский факультет Иркутского театрального училища (1975 г.), Екатеринбургский государственный театральный институт (1992 г.) по специальности «Экономика, организация и управление театральным делом». С 1975 года был артистом-кукловодом, в 1987 году назначен заместителем директора театра по общим вопросам, с 1996 года - директор Омского театра кукол. Заслуженный работник культуры РФ. Победитель российского конкурса «Менеджер года – 2006» в номинации «Культура». Лауреат продюсерской премии международного фестиваля КYKART «За создание уникальной инфраструктуры театра кукол».