У Ольги Верёвкиной «закрытая» профессия, о существовании которой обычный человек вряд ли задумается. Она - театральный художник, и большинство премьерных спектаклей в Омске давно уже не обходится без её участия. Недавно Ольге Петровне было присвоено звание заслуженного художника России. Что необходимо для того, чтобы создать театральный шедевр, и чем провинциальные спектакли отличаются от московских?
Не расслабляться
- Ольга Петровна, летом театры в отпусках, а у Вас работа кипит. Так Новый год же ещё нескоро...
- А чего вы удивляетесь? Спектакль на бегу не делается. Самое сложное у нас - это производство кукол. У них ведь должны быть и ручки, и ножки, и голова. Мы давно уже работаем над большим новогодним спектаклем в ТЮЗе. Хочется сделать добрую детскую сказку, а не песни и пляски с монстрами. Я потихоньку рисую эскизы. Отдыхать некогда. У нас в «Арлекине» 17 сентября сезон открывается.
- Театральных художников в стране не хватает? В Омске такую специальность не получить.
- В Омске есть специальность декоратора в художественно-промышленном колледже. Вопрос только в том, что люди потом будут делать с этим образованием. К нам в город приезжают руководители сельских ДК, но кто согласится переехать в деревню? Никто. Найти работу в городе проблема, а в оформлении праздников особого творчества нет. Сама профессия театрального художника много в себя вбирает. Ты должен суметь слепить головы куклам и придумать костюм артисту. Но самое главное в театре - это пространство, с которым нужно уметь работать.
- Вы со студенчества мечтали о пространстве сцены?
- Я вообще толком не понимала, что такое театр. Просто хотела стать художником. А потом вдруг поняла, что все свои увлечения можно соединить в одном месте. Это таинственный и завораживающий мир. И только потом ты понимаешь, что, помимо творчества, театр - это ещё и завод. Все декорации делаются в масштабе, иначе как дать задание рабочим цехам? От тебя зависит столько людей, что расслабляться непозволительно.
Алёнушка в мини
- Вы работаете в театре не только с куклами, но и с актёрами. А если им вдруг костюм не понравится?
- Иногда актёр действительно видит себя в другом образе. Но ведь режиссёр и художник продумывают всех героев сразу, включая цветовую палитру их костюмов. А артисты говорят: вот я играю такую-то тётю и хочу ходить в белом брючном костюме… Ещё и журнал модный принесут и покажут. Как-то давно мы для спектакля Алёнушку наряжали. Так героиня спросила, почему это у неё такая длинная юбка? Она ведь мини любит. У неё же красивые ноги! (смеётся). Вы представляете Алёнушку с братцем Иванушкой и в короткой юбке?
- Хорошо, что куклы пожелания не высказывают. Почему в 1980-х годах вы пришли именно в театр «Арлекин»?
- Совершенно случайно. Пришла и сказала, что хочу здесь делать спектакли. Показала свои эскизы, и меня пригласили сотрудничать. Я помню свой первый спектакль «Золушка» в 1983 году. Настоящий ужас! Никогда не забуду, как в ночь перед премьерой красили декорации. Запах стоял по всему залу, и артисты перед премьерой долго возмущались. И я чувствовала себя нашкодившим художником, который в последний момент пришёл, всё испортил и навонял краской. Но каждый спектакль - это не только новый опыт, но и путешествие в неизвестное. Поэтому интересно работать и с куклами, и с людьми. Успех спектакля зависит от того, что видит зритель. А видит он всё, что придумал художник, - декорации, костюмы. Театр - это большие материальные затраты.
- А как же тенденция к минимализму? Спектакли сейчас играют чуть ли не на двух стульях.
- Если это режиссёрское решение, то ничего страшного в «двух стульях» нет. Другой вопрос, если это малобюджетная постановка. Тогда уже неважно, из чего декорации. Главное - идея. Как-то с «Арлекином» мы ездили на фестиваль в Польшу, и нас поразил один актёр (он же режиссёр) из Испании, показавший спектакль… на тумбочке. На ней - песок, вместо кукол - камушки. Но он ими целую жизнь прожил! Персонажи влюблялись, расставались… Испанец получил Гран-при и приз, который весил больше, чем весь его спектакль. У театра должны быть разные возможности. Однажды мы делали спектакль «Маскарад» с Мариной Глуховской в театре драмы. И она мне сказала: «Оля, я вижу эту историю на льду». Мы хотели, чтобы герои выезжали на сцену на коньках. Но идея оказалась очень дорогой. Коньки заменили роликами. Прошло много лет, но нам до сих пор обидно, что художественный замысел не удалось реализовать.
- Вы ставили спектакли во многих городах России. Уровень театра в провинции можно оценить по одним только декорациям?
- В театрах провинции очень много средних спектаклей - напоминают прошлый век. В них нет ощущения современной жизни, а театр должен развиваться. Нельзя просто нарядиться, выйти на сцену и отчитать свой текст. Конечно, невозможно, чтобы каждый спектакль был шедевром. Но в провинции другие проблемы - многим коллективам элементарно негде разместиться. Как когда-то нашему театру кукол, который раньше ютился в здании бывшей парикмахерской. А должно быть красиво, просторно и уютно. Чтобы у людей в театре не возникала мысль: «Куда это я попал?».
Смотрите также:
- Омский ТЮЗ закрыл сезон премьерой. Мольер актуален и через 300 лет →
- Разноцветная темнота. Незрячие артисты показали теневой спектакль →
- Валерий Алексеев: «К зрителю нельзя идти с протянутой рукой» →