Сергей Соловьёв: «Из людей делают идиотов»

   
   

В 1987 году режиссёр Сергей Соловьёв снял фильм «АССА». На границе двух эпох картина стала легендой, а последние кадры с Виктором Цоем – тем самым долгожданным ветром перемен, которого заждалась вся страна. На прошлых выходных известный режиссёр приехал в Омск на фестиваль «Киносозвездие России» с презентацией двух своих последних фильмов «2АССА2» и «Анна Каренина».

- В прошлый раз я был в вашем городе с Александром Абдуловым, - вспоминает Сергей Соловьёв. – И у меня такое ощущение, что я снова оказался в Омске вместе с ним – он ведь снимался в «Анне Карениной».

Продюсеры-самозванцы

- Сергей Александрович, при советской власти кино мешала снимать цензура, а сейчас?

- В СССР режиссёры и власть вступали в тысячу и один конфликт. Ругали со страшной силой всех! Но, что интересно, все конфликты носили конструктивный характер. У нас была возможность отстаивать себя. И если вы возьмёте фильмы тех лет и биографии людей, которые это делали, то получите состоявшееся поколение. Сейчас наступило время рыночной развязности, переходящей в хулиганство. Кто такой режиссёр на площадке - непонятно. Говорят, что у нас продюсерское кино. Но чтобы оно было, нужны продюсеры. А их мало. Существуют этакие самозванцы, посредники между деньгами и съёмочной площадкой. Юрий Ермаш, министр кинематографии СССР, годами (!) уговаривал Тарковского убрать из фильма две фразы. Тарковский же говорил, что от этого поменяется весь смысл. Теперь человек придёт в монтажную, отгрызёт ненужный кусок плёнки, выплюнет его в форточку, а режиссёра выгонит с площадки.

У нас есть коммерческое кино как способ заработать деньги. Пусть существует, это мировая практика. Для того чтобы зарабатывать деньги не нужно поступать в институт кинематографии, Тарковский тоже не нужен. Остаётся только поучиться в финансовой академии, чтобы понять, как именно заработать с помощью кино. Может быть, это и есть светлое будущее капиталистических фильмов? Но то кино, которое у нас было и с помощью которого мы завоевали любовь зрителя и авторитет в мировом кинематографе, основано совершенно на других принципах. Сколько мы продержимся ещё? Не знаю.

«Прокатать» Анну

- Вы привезли в Омск «2АССА2» и «Анну Каренину». Эти фильмы в широком прокате не увидишь, в Интернете не скачаешь. Почему?

   
   

- Что для вас прокат? Простите, та фигня, которую в течение нескольких уикендов крутят в кинотеатрах? Это не прокат, а выкачивание денег. У нас такой идиотический зритель, поэтому мы и снимаем такие идиотические картины: жри попкорн и не разговаривай. Это называется прокат. А мне звонили из кинотеатра «Аврора» в Питере – замечательный кинотеатр – и попросили «Анну Каренину» и «2АССА2» на десять дней. Так она там уже третий месяц при полном зале идёт. Я показывал картины прокатчикам. Они сказали, что «Анна Каренина» - чудесная, но «прокатать» её на таком уровне, которого она заслуживает, невозможно.

Тем людям, которые сейчас ходят в кинотеатры, от 16 до 20 лет. Никто из них не знает кто такая Анна Каренина. Нужны «бабки», чтобы раскрутить не фильм, а самого литературного персонажа. Понимаете? Сказали, что для этого нужно как минимум миллион евро. И это в стране, которая называется Россия! К 100-летию со дня смерти Толстого, «Юнеско» попросило у меня эту картину. Сделали торжественную премьеру в Париже. 1800 мест в зале! И там не стоял вопрос о том, что Каренину нужно раскручивать. Такая же ситуация в Лондонской академии киноискусств. Народу – битком.

- А откуда вы знаете, что они в курсе, кто такая Каренина? Голосование устраивали?

- Думаю, что если люди приходят, то им интересен фильм, а не я. Они меня вообще не знают.

- Вы противник видеопиратов, выкладывания фильмов в Интернете. Страдали от этого?

- Я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Например, Боря Гребенщиков считает, что с пиратами бороться не нужно. Что самое главное, чтобы тебя услышали. Но я сейчас грудью лёг, но в Интернете вы «Анну Каренину» не найдёте. В общефилософском смысле, может быть, имело смысл выложить картины в сеть. Но меня не покидает надежда на то, что всё будет хорошо.

Потому что люди обалдели от всего «летающего». Раньше у нас снимали «Летят журавли», а сейчас в кинотеатрах только «пеликаны» летают. И «трансформеры». Считается, что это круто. А что крутого? Из людей делают идиотов. При условии, что публика замечательная, имеющая полное конституционное право смотреть в кино то, что хочет. Беда эта общероссийская. Мы страна величайшего кино в мире, но по-настоящему великих фильмов никто не помнит. Какие летающие пеликаны? И продолжать можно долго. Говорят, мы будем бороться за расширение кинопроката. В Москве недавно построили кинотеатр с лежачими местами. Я не поверил сначала, но я там был! Высокие стенки, соседа не видишь. На экран можно смотреть, а можно не смотреть. Вызываешь по кнопочке кёльнера и говоришь: «Пиво. Тёмное». О каком кино тут можно говорить? Это повод вышибать деньги, а на стенке просто должно что-то крутиться. Всё равно что.

Кастингу – нет

- Простому человеку попасть на экран – сложно? Например, молодой человек из Омска хочет сняться в кино… Реально?

- Кино - это чудесное искусство, не шарашкина контора по выкачиванию денег. И очень серьёзная часть этого искусства заключается в случайности. Звёзды должны сойтись над вашей головой.

- Когда вы поступали во ВГИК, над вашей головой тоже звёзды сошлись?

- Тогда было постановление – брать во ВГИК на режиссёрский факультет людей с жизненным опытом. А мне 17 лет было. И я попал к Михаилу Ильичу Рому (прим. – режиссёр, руководитель курса ВГИК). Он на дух не переносил все правительственные распоряжения по поводу искусства. Ромму просто стало интересно принять меня, 17-летнего, во ВГИК. Не от того, что я был феноменально одарённым или чем-то его поразил. Это просто стечение обстоятельств. Я веду отсчёт своей сознательной жизни именно с 1962 года, когда Ромм взял меня во ВГИК за просто так. Я боялся его подвести. И это очень важная боязнь. Ромм говорил, что кинорежиссёром может быть каждый, кто не доказал обратное. И артистом тоже может быть любой. Как-то я снимал фильм в Казахстане и на главную роль нужен был 12-летний мальчик. В голове одна мысль: где я в Казахстане найду 12-летнего русского мальчика? Со мной на киностудии истерика случилась. Думал, что нужно всех агентов КГБ поднимать и искать подходящего ребёнка, послал телеграммы во все концы России… А потом в конце рабочего дня вышел на улицу. Мимо студии шёл мальчик и я спросил: «Ты куда идёшь?». Мы вместе отправились к его отцу. В итоге, ребёнок прекрасно сыграл в фильме! Так что для себя понятие «кастинг» я закрыл уже давно. Если обстоятельства сложатся удачно, то никого искать не нужно. Артисты всегда придут сами.

Смотрите также: