Царство пластики и жеста. В Омском ТЮЗе поставили инклюзивный спектакль

Актёры выступают в масках. © / Омский ТЮЗ

Первое, что бросилось в глаза в афише, это жанр постановки – комедия дель арте.

   
   

Для неё характерны определённый набор персонажей и каноничная схема сюжета: молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды.

О традициях дель арте

Так, на сцене актёры разыграли смешную историю, как служанка Коломбина и её дружок Кавьелло помогали незадачливым влюбленным Изабелле и Валентино. Здесь были старик Панталоне и доктор Беланцоне, коварная тетушка Изабеллы донна ди Туона и бравый вояка Капитан.

Присутствовал и основной атрибут комедии дель арте – маска. Лица актеров скрыты масками на протяжении всего спектакля. Благодаря этому зрителя ничего не отвлекало от действа, происходящего на сцене.

Старик Панталоне и доктор Беланцоне - основные образы комедии дель арте. Фото: Омский ТЮЗ

Но мало будет сказать, что в постановке звучала великолепная музыка и были отлично поставлены танцы. Главное, что сделало спектакль уникальным, - это актёрский состав.

Комедия «Служанка-интриганка» - совместный проект Омского ТЮЗа и театра-студии «Параллельный мир», в которой занимаются молодые люди с особенностями развития. Режиссёры-поставновщики - Алексей Пичугин, Олег и Лариса Чичко. Благодаря маскам до самого окончания спектакля не было понятно, кто скрывается за ними – профессиональный актёр или воспитанник студии, настолько великолепной была игра артистов.

Особенный спектакль

Иногда случается, что изначально не понравился персонаж или актёрская игра показалась недостаточно искусной. И это отталкивает зрителя. Спектакль «Служанка-интриганка» не вызвал отторжения или недовольства. Потому что на сцене играли не люди, а маски, которые могли делать всё что им заблагорассудится, даже позволить себе немного фривольности. Это всё-таки площадная комедия дель арте, в которой сексуальный подтекст считается нормой.

   
   
Донна ди Туона перехватила письмо, предназначенное для Изабеллы. Фото: Омский ТЮЗ

На сцене царил язык пластики и жеста. К слову, это ещё одна отличительная черта комедии дель арте. Пластика актёров воистину поражает отточенностью поз и движений.

Удивительно гибкая, нежная Изабелла излучала эмоции каждым своим жестом. Донна ди Туона одним поворотом головы наводила трепет на зрителей, а добряк-доктор Беланцоне, будучи постоянным спутником Панталоне, выслушивал старика и одобрительно кивал.

Всем им не нужны были слова – они телом выражали любовь, коварство, добродушие, негодование, печаль, гнев. На этом фоне очень яркие образы Коломбины, Кавьелло и Панталоне выглядели немного гротескными, но все понимали, что так и должно быть.

Изабелла и Валентино - влюбленная пара в комедии дель арте. Фото: Омский ТЮЗ

Игра актёров была настолько органичной, захватывающей, что спектакль прошёл на одном дыхании. Зрительный зал взрывался от смеха на шутки Коломбины, переживал за влюблённую Изабеллу, радовался за донну ди Туону, которая нашла своё счастье с Капитаном, и по-доброму потешался над Панталоне, постоянно попадавшем в смешные ситуации.

В спектакле был занят ещё один участник – суфлер, готовый прийти на помощь маскам, случайно подзабывшим свой текст. Но он так и не проронил ни одного слова – воспитанники «Параллельного мира» отработали на ура.

Коломбина и Кавьелло - слуги Изабеллы и Валентино. Фото: Омский ТЮЗ

Надо сказать, что актёры и режиссёр очень переживали, как воспримут спектакль зрители. Лучшей наградой для них стали громкие аплодисменты и букеты цветов. Зал аплодировал стоя, выражая благодарность за талантливую актёрскую игру, за неординарную режиссуру, за сам факт появления инклюзивного театра.