В Омском театре куклы, актёра, маски «Арлекин» состоялась премьера спектакля для детей «Красавица и Чудовище». Написана сказка в веке 18-м, но до сих пор остаётся одной из самых популярных историй для экранизаций и театральных постановок. В Омске произведение Жанны-Марии Лепренс де Бомон адаптировал для сцены заслуженный деятель искусств Беларуси Олег Жюгжда вместе с главным художником «Арлекина», лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», заслуженным художником России Ольгой Верёвкиной.
Триста лет тому назад
История создана в готическом стиле, а значит, жди зловещих тайн, сверхъестественных ужасов, мистики и семейных проклятий. Сюжет режиссёр оставил прежним. В некой стране в своём замке жил принц, был он, судя по всему, не очень любезным с дамами. И совершенно зря. Тем более, если знаешь, что отказываешь во взаимности волшебнице со зловредным характером. Ведьма превращает принца в чудовище, а на замок и всех его обитателей накладывает заклятие. Расколдовать принца может лишь истинная любовь, которую тот должен познать до того, как упадёт последний лепесток розы. Проходит 300 лет, а любви всё нет и нет. Рядом – Чёрная Дама.
В это время живёт семья некоего купца, у которого есть три дочери. Фаншон, Сюзон и Белль. Как водится в сказках, две старшие – алчные и расчётливые, младшая – краса и отрада отца. Добрая и честная. Купец попадает в замок монстра, срывает цветок и становится пленником чудовища. Обречённый на злую судьбу, просит напоследок повидаться с дочерьми. Белль, по просьбе которой привёз цветок купец, займёт его место, искупая, как ей кажется, свою вину.
Рептилия на сцене
Во французской версии название сказочной истории звучит как «La Belle et la Bête», что значит, «Красавица и Зверь». В Омской версии зверя нет, а есть ящероподобный монстр. Как и всякое пресмыкающее, выглядит он устрашающе неприятным. Уж точно такая рептилия на сцене не вызовет симпатии в душах зрителей, он отталкивает только своим видом. Актёр на сцене работает без куклы, акцент в его внешности – маска и голос. По закону жанра, а помним, что это готический спектакль, взглянув на персонаж, кровь должна стыть в жилах. При этом его звучание превратили в хрип, что заставляет всякий раз вздрагивать. Напугает ли это нынешних детей, которые привыкли к куклам Монстр Хай или к шайке доктора Осьминога – одного из антагонистов сюжетной линии комиксов про Человека-паука? Олег Жюгжда в этом не видит сложности
- Дети любят страшилки, любят ужастики, - уверяет режиссёр спектакля.
Под стать герою и декорации, весь замок напоминает какого-то монстра. Он увит плющом, чёрен и мрачен. Зеркала, а их много на сцене, мутны.
В спектакле звучит музыка Роба Кинга и Пола Ромеро – авторов, которые сочиняют саунд-треки к сериям компьютерных игр «Might and Magic» и «Heroes of Might and Magic». Такое сопровождение подчёркивает атмосферу потусторонности.
В спектакле сочетаются кукольное искусство (планшетные куклы), драматическая игра и искусство театра масок. Используются трансформирующиеся декорации.
Добавим, Чудовище и прекрасного принца играет Артур Арутюнов, Белль – Анна Курочкина. Чёрную Даму представила на сцене «Арлекина» Марина Солдатова. Сестёр – Александра Батура и Ирина Ландман. Купца – Даниил Чернов.