Банка сахара. Весеннее обострение про Колю, не выходящего из квартиры

Главный герой всё делает в Интернете. © / Центр современной драматургии Омск

Ещё будучи второкурсницей, Тая Сапурина написала пьесу «Банка сахара, или Сказка о стране розового перца». Её опубликовали и её поставили. Причём даже не в одном театре.

   
   

И вот теперь эта «Банка» дошла до Омска – это был один из последних сыгранных в этом сезоне спектаклей в омском центре современной драматургии.

Коля никого не пусает на порог: Центр современной драматургии Омск

Итак, перед нами Коля, который 11 лет не выходит из квартиры. По его мнению, вокруг ходят одни монстры и зомби, все они время от времени пытаются проникнуть за его многочисленные засовы и только сахарный песок, банка с которым всегда стоит на кухне, может отогнать нечисть.

Ещё одна «нечистая сила» - соседка Галина. В воображении Николая это некая Лара Крофт, постоянно отстреливающая от монстров. И ещё есть мама, которая говорит с Колей на английском (это персонажа в пьесе нет, его придумала поставившая спектакль Светлана Баженова) и ругает «плохого мальчика» за то, что он не желает выйти из комнаты.

Соседка - этакая Лара Крофт. Фото: Центр современной драматургии Омск

Коля – типичный социопат: человек, панически боящийся социума, из-за каких-то внутренних проблем засевший в квартире и не желающий из неё выходить. Сначала он просил маму не входить в его комнату без стука, затем вообще не входить, а потом мамы не стало. И только Колиной голове мама с ним разговаривает. А вживую с ним общается соседка Галя, сидящая у Коли на шее. Потому что Коля научил соседку – совсем не обязательно выходить из дому, чтобы совершить покупки, всё сделает всемогущий Интернет.

И Галя тоже постепенно превращается в социопата. Они оба не открывают дверь пожарным, женщине из ЖКХ, а когда Галя ломает ногу, она долго уговаривает себя сделать усилие и вызвать скорую помощь. Потому что вокруг – монстры, и они могут съесть бедную Галю.

Пока соседка в больнице, Коля отдыхает – наконец-то никто не трогает. Но тут появляется Марина - та самая соцпомощь, которая собирается вытащить Колю из его «подполья». Но не тут-то было, нашего Николая измором не взять! Он быстро избавляется от Марины, и тут вдруг в его душе просыпается совесть. Именно эта совесть его толкает на невиданный поступок – выйти из дому.

   
   
Чтобы всё же выйти на улицу, нужна соответствующая экипировка. Фото: Центр современной драматургии Омск

Но как же сложно на это решиться! Человек, который даже выписанные для дезинфекции всего и вся баночки со спиртом протирает тем же спиртом, в квартире которого есть стерильная комната и полустерильная, где курьеры оставляют посылки, вдруг должен решиться на невозможное! Выйти на улицу, где полно микробов, где существуют зомби-люди, где ездит транспорт… Сможет ли Николай отважиться на такой поступок?

На первый взгляд кажущаяся полным абсурдом пьеса Таи Сапуриной вдруг оказывается реалистичной. Мало ли сегодня таких Николаев, живущих «на полном самообеспечении», которым нет нужды выходить из дома? Они зарабатывают с помощью Сети, питаются и одеваются там же. Да, собственно говоря, если ты 11 лет не выходишь из дома, тебе и одежда-то не особо нужна. А жизнь – на неё можно в компьютере посмотреть, сейчас везде камеры стоят, следи в реальном времени, как люди по улицам ходят, разговаривают, обнимаются (фу как негигиенично!), целуются (ещё более негигиенично!). Ну или фильм включить, чтобы поразмышлять о странностях человеческого поведения.

Коля ненавидит соседку Галю, но всё же понимает, что в этом виноват только он сам. Фото: Центр современной драматургии Омск

Когда дети вдруг уходят в себя и перестают общаться с внешним миром, это считается болезнью, и аутистов пробуют лечить (правда, крайне редко получается). А когда это делают взрослые? Ну подумаешь, социопат. Так у нас сейчас каждый второй такой, ненавидит общество и людей. Не превращаемся ли мы сами в монстров? Вот о чем заставляет задуматься это история. После неё сразу хочется выйти на улицу и позвонить всем друзьям. Звоните, если они у вас ещё есть, выходите на улицу, чего бы вам это ни стоило!

Та самая банка сахара, которая и дала название пьесе. Фото: Центр современной драматургии Омск

В главных ролях: Вова Кин, Лена Заиграева, Поля Кремлёва. Режиссёр - Света Баженова.

16+