8 августа по всей планете отмечается Всемирный день кошек, учрежденный по инициативе Международного фонда защиты животных в 2002 году. Эта дата стала не только открытым признанием в любви к этим существам, но и громким заявлением о необходимости заботиться об оставленных на произвол судьбы бездомных животных.
За свою преданность человеку кошки с их волшебной загадочностью всегда занимали особое место в искусстве и в литературе, становились образом сначала божества, потом мистического существа, и уже в наше время милого пушистика.
Священное животное
История обращений к кошкам как к объекту изображений начинается ещё с древнего Египта, где усатые охотники считались священными существами.
Египтяне-фермеры постоянно сталкивались с грызунами и насекомыми, покушающимися на их зерновые культуры. Здесь-то хищники и пришли на помощь земледельцам и решили больше не покидать пристанище человека. В скором времени кошки стали символом удачи, а их изображения начали появляться в росписях и скульптуре язычников.
Посредник между человеком и дьяволом
На протяжении средневековья кошки олицетворяли дьявольскую сущность. В среде, пресыщенной невежеством и страхом перед неизвестным, их связывали с ведьмами и черной магией.
Художники долгое время не могли отступить от общепринятых канонов. Например, в одной из картин нидерландского художника Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» кот с мышью в пасти олицетворяет зло. А на фреске "Тайная вечеря" Доменико Гирландайо кошка изображена сидящей рядом с предателем Иудой.
Пушистые неженки
Постепенно ситуация менялась: оказалось, что коты не спускаются в преисподнюю, а лежат себе с розовым бантом на шее на коленках милой хозяйки.
Кошки теперь являлись на полотнах миру в образе любимиц дамских салонов, придавая барышням нежности и непорочности. Изображение кота художником нередко работало как инструмент для выделения той или иной черты главной героини.
Одним из известных художников, посвятивших свое искусство кошкам, стал Теофил-Александр Стейнлен. В его произведениях он поражающе точно передал эмоции хитроглазых барсиков в их естественном домашнем окружении: среди детей, рядом с едой, на хозяйской кровати.
Существа нетипичной формы
Основные постулаты 20 века - выражение эмоций и неординарный взгляд на мир - дали новый жизненный импульс для представления кошек в искусстве. Архитекторы и художники исследовали их образы в различных стилях и направлениях, экспериментируя с формами и цветами.
В прошлом столетии коты не только начали становиться инструментом маркетинга, но и приобрели человеческие черты: у Марка Шагала – кот с меланхоличный лицом, а у Пикассо – ругающийся кот Гитлер.
В 21 веке популярность этих питомцев достигла своего апогея, а человечество снова стало поклоняться их умилительной кошачьей мордочке.
Кошачий мир Натальи Леоновой
У омской художницы Натальи Леоновой кот занимает почётное место главной фигуры полотна.
«Одна из основных линий в творчестве - это мои кошки. Это благодатная тема в изобразительном искусстве. Простая, но в тоже время поддается не каждому.
Кошки очень красивые, грациозные и характерные животные. Если изучать их внимательно, то уникальность каждого представителя, даже самой заурядной породы, не вызывает сомнений. Этим они на протяжении всей своей истории и пленят человека, художника в том числе. Вот и я не смогла устоять перед их обаянием.
Тема очень многогранная, столько забавных повадок, особенностей, которым можно посвятить тысячи картин. Кошка настолько прекрасна сама по себе, что иногда, когда наступает некоторый кризис в творчестве, и не знаешь за что взяться. я просто рисую кошку без сюжета. наслаждаясь ее обликом и больше ничем, это помогает войти в рабочее русло», - рассказывает Наталья Леонова.
Идея пришла после моего отдыха в деревне, в местах, где я маленькая бегала по бабушкиному двору босиком, такие сюжеты там сплошь и рядом, коты обогреты, сыты и одновременно свободны. Любоваться ими - одно удовольствие. Думаю, у многих в памяти сохранились подобные кадры, которые греют наши чувства, уносят в детство.