Театр – лицо региона
– Георгий Зурабович, на Ваш взгляд, кто из классиков актуален сейчас?
– Мне кажется, пришло время Льва Толстого. Весной питерский режиссёр Сергей Грицай будет ставить у нас спектакль «История лошади» по повести «Холстомер». Любой уважающий себя русский драматический театр должен иметь в своём репертуаре и Чехова, и Горького, и Толстого, и Островского.
– В драме спектакли ставят именитые режиссёры. А как же молодёжь? Что актёры, что режиссёры уже в возрасте, новой крови не хватает.
– У нас в драме проводится лаборатория современной пьесы, приезжают молодые драматурги, режиссёры. За несколько лет существования лаборатории в репертуар вошли два спектакля, которые были показаны зрителям в качестве эскизов. Если что-то в итоге появится в нашем репертуаре, то мы будем только рады.
– В Омске в последнее время ищут бренды, которые стали бы имиджем региона. В основном у нас всё начинается и заканчивается «Авангардом»…
– Нет, омская драма – это тоже бренд региона, лицо Омска. Здесь годами работали великие люди, директора, режиссёры, актёры… Вот сейчас мы вернулись с гастролей из Праги, так что теперь про Омск знают и в Чехии.
– Всё упирается в деньги… На двух стульях драма не сыграет спектакль?
– Почему? Можно и нужно играть на двух стульях. Но нельзя делать это постоянно, так как театр – дорогая игрушка. Декорации, костюмы, режиссёры, художники... Мы отстаём по световому оборудованию, его нужно менять, а это огромные деньги. Давно хотим сделать пристройку, так как негде хранить декорации, из-за чего спектакли часто списывают. Ни один театр в России не может нормально функционировать без господдержки, а поднимать цены на билет до бесконечности нельзя. Театр должен быть общедоступным, его нельзя превращать в место, куда будут ходить только избранные.
– Российский театр в последнее время любит эксперименты. Вот у нас в городе недавно прошёл традиционный фестиваль экспериментальных театров. Вы сами за эксперименты или за классику?
– Я известен в театральном мире постановкой своего спектакля «Чайка», в нём есть такие слова: «Нужны новые формы, новые формы нужны, а если их нет, то вообще ничего не нужно». Театр – это попытка поймать время за хвост. Он должен как в зеркале отражать то, что происходит в жизни. Приходят другие темы, другие люди. Иначе всё завянет. Другое дело – нужно быть органичным. Когда молодой новосибирский режиссёр ставит «Евгения Онегина» в современных костюмах – это его мировосприятие. Если я начну делать также, это будет фальшью. Если оставаться самим собой, ты будешь интересен и другим.
Политик и культура
– Многие считают, что в России всё настолько обострено, что становится популярен политический театр. Но возникает вопрос: а он у нас вообще существует?
– Лев Додин привёз на фестиваль в Екатеринбург спектакль по пьесе Ибсена «Враг народа». В городе как раз были выборы, спектакль прошёл на ура. Сейчас наступило новое время. Театр должен не только развлекать, потому что без острых вещей жить невозможно. На гастролях в Праге нам было приятно, когда на спектакле «Дембельский поезд» чехи плакали. Потому что спектакль не про солдат и автоматы, а о том, как мы теряем целое поколение. Нас потрясла в Праге одна вещь: мы пришли на кладбище и увидели могилы советских солдат, у которых стояла одна дата смерти – 9 мая 1945 года. Берлин же взяли раньше, чем Прагу.
– Вы говорите, что чехи плакали на спектакле, но европейцы всегда более эмоциональные.
– Ну что вы, русские более эмоциональные! Европейцы очень сдержанны, они всегда удивляются нашей способности сочувствовать.
– Недавно в стране прошли выборы, которые ту же Москву и Екатеринбург просто взорвали. Вы, являясь творческим человеком, на выборы ходите?
– Хожу, я ведь гражданин этой страны. Политика отражает жизнь, и замечательно, что у людей появилась возможность открыто выражать своё мнение, как произошло с тем же Ройзманом в Екатеринбурге. Печально другое – низкая избирательская активность. Ну не могут 30% отражать мнение всего населения! Если бы на выборы пришло 90% и ты получил 50% – тогда это серьёзно. А когда 70% населения проигнорировали выборы – повод задуматься.
– Политика и культура неплохо вместе уживаются. Например, Никита Михалков является доверенным лицом Путина. Вы согласились бы стать доверенным лицом нашего губернатора?
– Не знаю, мне это не близко. Хотя приятно, что Виктор Иванович посещает спектакли фестиваля «Академия» и «Золотая Маска», был на премьере «Сирано де Бержерака», которой открылся юбилейный 140-й сезон. Мы надеемся, что и в дальнейшем губернатор будет частым гостем нашего театра.
Смотрите также:
- На подмостках провинции: 27 марта - Международный день театра →
- Московский «Театр Луны» пустил омичей в актёрское закулисье →
- Психологическая "солянка" с эффектом легкой задумчивости →