В омском музыкальном театре прошла премьера оперетты «Прекрасная Елена»

От прежнего спектакля осталась только музыка Оффенбаха. © / Андрей Бахтеев / АиФ-Омск

В музыкальном театре уже ставили оперетту о Елене Прекрасной, но нынешняя постановка – новое прочтение известного произведения.

   
   

– От прежнего спектакля осталась только музыка Оффенбаха, – уверяет режиссёр Николай Покатыло.

И новый взгляд на Прекрасную Елену предлагает зрителю приложить немало труда, чтобы понять все тонкости и замыслы автора театрального эксперимента. В основе сюжета – миф о похищении троянским царевичем Парисом Прекрасной Елены, дочери Зевса и Леды и жены спартанского царя Менелая – в результате чего началась Троянская война. Однако от древнегреческого мифа остались лишь имена героев. Роль Менелая, царя Спарты, исполнят народный артист РФ Владимир Никеев и заслуженный артист РФ Анатолий Мотовилов. Образ Прекрасной Елены на сцене воплощают Виктория Вебер и Наталья Емельянова. Красавец пастух Парис – Алексей Милосердов. Но даже в исполнении ролей режиссер смог удивить зрителей: роль Ореста, сына царя Агамемнона, исполняют не певцы-вокалисты, а сопрано Ольга Березовская и меццо-сопрано Татьяна Булыкина.

Николай Покотыло сделал из омских артистов настоящих синтетических актёров. Фото: АиФ-Омск/ Андрей Бахтеев

Смешение эпох

У подножия Эйфелевой башни, которая, несомненно, обозначила место действия – Париж, развернулось целое шоу – шуточное представление на подмостках варьете. Возможно, что-то подобное было и на премьере спектакля в 1864 году. Ведь тогда местом представления был парижский театр «Варьете». Париж – город свободной страстной любви, здесь может случиться всё, что угодно. Весёлые, подвыпившие музы, богини, цари – все радостно и беззаботно живут. Они играют в жизнь. А игра – это веселье. Возвышение низкого и принижение высокого. Гротеск нашей жизни. Добрая пародия на современное человеческое общество.

Спектакль построен на постоянном смятении Елены: позволить любить себя или остаться верной мужу? Она – самая красивая, и ей хочется делиться этой красотой с другими. Когда Елена остаётся одна с Парисом, ей хочется верить, что это сон, но с появлением в этом сне мужа – Менелая, который как в бородатом анекдоте, вернулся раньше из командировки, всё становится реальностью. Не растерявшись, Елена Прекрасная поёт чудную арию о том, что нужно предупреждать о своих визитах во избежание неприятных ситуаций и сохранения чести и семьи.

– Я ничего нового ни для кого не открываю, – отмечает Николай Покатыло. – Я просто говорю, что эта история может выглядеть и вот так.

Спектакль построен на постоянном смятении Елены. Фото: АиФ-Омск/ Андрей Бахтеев

Особенно привлекает кульминация сюжета. В нём, как и положено, Парис, в образе жреца, на импровизированном слоне забирает Елену, чтобы увезти её на остров, где она принесёт в жертву стадо баранов. При этом все действующие лица на сцене исполняют танец маленьких утят вперемешку с индийскими движениями. Смех, да и только, подумаете вы. Возможно. Смешение всего и вся – эпох и географии, и всё это на фоне вечной темы любви. Сложность всего этого смешения вызвало некоторое смятение неискушённого зрителя, привыкшего к незатейливым ходам опереточного сюжета. Видно, потому зритель на премьере смеялся не так часто. Не смотря на жанровое определение самого Жака Оффенбаха – опера-буфф, которая подразумевает комическую оперу, подвижную, яркую пародию, отклик в зале нашла буквально пара шуток, брошенных героями со сцены...

   
   

Жизнь-игра

Подготовка самого спектакля – отдельный вопрос. Особенно трудной была работа у актёров хора. Помимо качественного оперного исполнения своих партий, выражения эмоций, им нужно было ещё и синхронно танцевать. Это заслуживает отдельных аплодисментов. Они поют и танцуют, танцуют и поют, как настоящие артисты варьете. Николай Покотыло сделал из омских артистов настоящих синтетических актёров. В этом ему помогла балетмейстер-постановщик – Марина Суконцева:

– Я не ставлю движения ради движения. Они должны помогать действию и соответствовать тому, что поют и произносят актёры. Если у нас есть «дзинь-ля-ля», то и артисты должны вести себя соответственно, как весёлые выпившие люди. Они пускаются в пляс. Они актёры. Я им говорю, вы не должны танцевать на уровне большого театра, вы должны сыграть это.

Актёры пели и танцевали как настоящие артисты варьете.  Фото: АиФ-Омск/ Андрей Бахтеев

Московскому режиссёру удалось донести до зрителя мысль, что кочует уже из века в век: вся жизнь – игра. Или мы её делаем таковой. Во всяком случае, если не относиться ко всему серьёзно, жить действительно проще.

Справка

Николай Покотыло родился в Украине. В 16 лет стал воспитанником Московского Военно-Музыкального училища. Потом учился в ГИТИСе: сначала на театроведческом факультете, затем по специальности – режиссёр музыкального театра, актёр драматического театра и кино. Работал художественным руководителем музыкального театра Республики Карелия, режиссёром татарского государственного академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля (г. Казань). Омскому зрителю Николай известен как режиссёр оперы Ж. Бизе «Кармен», оперетты Е. Птичкина «Бабий бунт», мюзикла А. Журбина «Восемь любящих женщин и один мужчина».

Смотрите также: