В конце прошлого года в культурной жизни Омска произошла рокировка кадров. Новые руководители появились в тех учреждениях, где директора не менялись десятилетиями.
Так, например, Дворец искусств имени Малунцева возглавила Нэлли Бут, в прошлом руководитель центра народного творчества. По задумке нового руководителя, в ближайшие несколько лет Дворец должен превратиться в настоящий храм культуры, в котором площадки для своих выступлений обретут не только городские, но и сельские самодеятельные коллективы.
Назначение сверху?
Марина Прожога, omsk.aif.ru: Нэлли Александровна, в декабре прошлого года много кривотолков ходило вокруг смены кадров в культурном сообществе Омска. Поговаривали, что назначат тех, кого «надо»… Вы прошли через конкурс, это не было назначением сверху?
– А откуда деньги на реформу? Ведь не секрет, что учреждениям культуры часто приходится самим зарабатывать себе на жизнь.
– А я не вижу в этом ничего предосудительного. Мы проводим огромное число танцевальных вечеров, они всегда имеют успех, билеты на них раскупаются. В городе немало омичей, которые любят потанцевать под духовой оркестр, и у нас он есть. Причём это самая многочисленная публика, которая приходит к нам. Эти люди помнят правила хорошего поведения, те времена, когда ДК был настоящим храмом искусства. Они переобуваются, переодеваются, женщины укладывают волосы в причёску. Смотреть на них одно удовольствие. Как-то ко мне заходила пожилая дама, которая сожалела о том, что на вечере что-то пошло не «по протоколу». Рассказала, что ей 78, ходит она такие вечера с 25 лет (!) лет и знает, как должно всё быть. Подобное нужно только приветствовать. Поэтому зарабатывать деньги, может, не такие великие, как хотелось бы, – одна из наших функций. Почти половину нашего бюджета зарабатываем сами.
– Кроме своих сил, на что ещё рассчитываете?
– Министерство культуры в этом отношении помогает, деньги всё равно закладываются. И, конечно, я не теряю надежды, что нас не оставят те, кто нас знает. Я имею в виду крупные предприятия и организации, которые войдут в попечительский совет, созданием которого сейчас занимаемся. Надеемся, что наш родной нефтезавод нас не забудет. Это предприятие создавало и растило наш ДК. В следующем году Дворец празднует 50-летие, близится 300-летие Омска. Дата солидная, нам есть к чему готовиться и что показать.
Кружки-кружочки
– Кто к вам ходит? И правда ли, что за всё сейчас надо платить?
– Все коллективы, которые работают на базе дворцов, домов культуры или сельских клубов доступны практически всем. За редким исключением появляются какие-нибудь шейпинг-группы, кружки вязания, вышивания, которые могут работать на платной основе. Нас тоже не обошла эта мода. В основном самоокупаемые – это детские коллективы, где бремя пошива костюмов ложится на родительские плечи. Можно платить за разовое занятие. Некоторые так и делают. Приходят, чтобы посидеть, поговорить, пообщаться. Потребность самореализовываться в творчестве у русского человека неистребима, и чем сложнее ситуация в стране, тем она больше. Она реализуется вот в таких ДК, а на селе – в клубах. Я много лет работаю в культуре и скажу, что в самые сложные 1990-е люди с большим желанием шли в наши творческие коллективы.
– А какие направления самые популярные, востребованные?
– Среди молодёжи – хореография и вокал. Есть коллективы, которым по 40 и больше лет. Есть философское кафе, в котором собирается омская интеллигенция: поговорить, поспорить, что-то обсудить. Только в ДК им. Малунцева в творческих коллективах занимается около 3 тысяч омичей.
Про костюмы из занавесок
– Нет, я уверена, не изживёт. А на селе клуб – это учреждение, на котором держится всё. Я не преувеличиваю. Да, пусть порой приходят туда посетители в рабочей одежде, с сигареткой, иногда не совсем трезвые, но мы, работники культуры, боремся с этим, объясняем, воспитываем. И это здорово, что люди идут на концерты художественной самодеятельности. Пусть иногда местные артисты не совсем талантливо играют, костюмы у них пошиты из занавесок (а не из бархата и парчи), но от этого их выступления ещё более трогательны, они за душу берут. Будем помогать им расти, вывозить в областную столицу, для этого и задумана реформа нашего Дворца культуры. А за границей пусть не в такой форме, но тоже жива самодеятельность. Только там человек сам купит себе дудку, образно говоря, заплатит за то, чтобы на ней научили играть, а потом пойдёт в парк показать себя. Творчество живёт в разных формах.
– В последние годы в учреждениях культуры проводятся ярмарки товаров, выставки-продажи… Не роняет ли это статус храма культуры?
– Да, я знаю, что это было самой главной причиной такого вот негативного отношения к нам. Но бюджет скуден, а люди должны получать заработную плату, по возможности достойную. Будем стараться, чтобы о нас говорили больше как об интересных прокатных площадках. Я хочу, чтобы на нашей сцене как можно чаще выступали сельские артисты. А выступление в городе – это престижно. Так же, как для омских коллективов, поехать в Москву. Мы и сами обязательно поедем в районы. Нам есть чем удивить, мы на многое способны, только надо нам чуть -чуть помочь.
Смотрите также:
- Аргентинское танго под баян: Как омский музыкант превращает музыку в отдельную реальность →
- Этно-фьюжн по-омски. Группа «МинДаль» покоряет сердца слушателей →
- Павел Бочкарёв: «В звучании глюкофона есть что-то магическое» →