Звездные гости Омска о фестивале «Движение», дебютах и победителях

Кинофестивале «Движение» открылся в Омске. © / Александра Горбунова / АиФ

Вчера, 23 апреля, в Драматическом театре состоялось открытие второго Национального кинофестиваля дебютов «Движение». На пресс-конференции председатель жюри фестиваля режиссёр Владимир Хотиненко, директор Артём Михалков, программный директор Стас Тыркин, продюсер Полина Зуева и режиссёр Алексей Учитель рассказали всё, что они думают о дебютах, программе фестиваля и современном кино.

   
   

О фестивале в целом

Артём Михалков: Для нас успехом фестиваля является прежде всего то, что этот фестиваль проходит в Омске, в Сибири. Первый сделали абсолютно с нуля за очень короткий срок, и он состоялся. Очень важно, что это фестиваль дебютов, потому что мы поддерживаем молодые таланты, и они приезжают сюда в глубинку, в Сибирь. Программа в этом году намного сильнее, более качественная. На открытии и закрытии фестиваля действительно сильные и замечательные фильмы. И это большой успех, хотя нам только второй год. Все эти заслуги благодаря первому фестивалю.

Мы поддерживаем молодых талантливых начинающих режиссёров и артистов. В связи с этим мы не можем их оставить вне заслуг нашего фестиваля. Поэтому фестиваль находится на своём месте. И мы рады, что он проходит здесь.

Артем Михалков. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Стас Тыркин: Конкурс состоит из семи картин, их не так много, все можно отследить. Все они абсолютно разные, не похожие ни по сюжету, ни по формату. Мы принципиально мультиформатный фестиваль: в программе два документальных фильма, один мини-сериал. Среди игровых картин есть крупнобюджетные (такие, как «Поддубный»), экспериментальные, студенческие (такие, как «Без кожи», снятый 20-летним парнем). Но общий знаменатель должен сложиться каким-то образом у жюри.

Недавно прошёл фестиваль в Ханты-Мансийске – международный фестиваль. Мы принципиально отличаемся от него тем, что мы делаем национальный фестиваль. В Ханты-Мансийске есть конкурс российских дебютов, но он не премьерный – собирается из того, что было сделано за год. Нам такая идея глубоко неинтересна, мы стремились к тому, чтобы сделать фестиваль полностью премьерным. И в этом году это удалось: весь конкурс – это премьерные картины. Всего на фестивале будет показано 46 фильмов, из них ровно половина являются российскими премьерами. Что я считаю большим успехом для второго раза.

Стас Тыркин. Фото: АиФ / Александра Горбунова

О победителях

Полина Зуева: Что ждёт лауреатов мы, к сожалению, предсказать не можем. Но для них это некий старт, некое воодушевление, начало пути. Показ на фестивале и призы приковывают внимание со стороны журналистов и зрителей. Всё покажет конкурс, который мы комментировать не можем.

Полина Зуева. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Владимир Хотиненко: Вопрос на самом деле риторический. Очевидно, что, попадая на фестиваль, ты попадаешь в поле зрения. В нашем деле очень важен элемент везения, это очень важный момент. У нас публичная профессия. Без этого, к сожалению или к счастью, невозможно. Важность этого трудно переоценить. У нас снимается мало дебютов, нужно снимать как можно больше и устроить, в конце концов, даже год дебютов, пожертвовать всем, оставить кормушки государственного финансирования. Отдать год, и хотя бы пятьдесят дебютов снять. Пока мы не откроем двери и не предоставим возможности им засветиться, мы не поймём, что с нашим кино происходит. Пусть из них десять будут достаточно яркими, это уже будет большой удачей. Слава богу, что есть этот фестиваль, и, слава богу, что он в Сибири. Потому что сейчас кино меняется. Запросто сейчас может появиться здесь, в Омске, и это не красивые слова. Сейчас можно на камеру мобильного телефона снять, выложить в Интернет и завтра проснуться знаменитым. Сейчас шансов намного больше. Меняется картина кино, и может и формат показа будет меняться. Я своих студентов призываю вывешивать всё в Интернете – глядишь, кто-нибудь заметит. Картина мира кинематографического резко меняется и будет меняться с совершенно космической скоростью. Поэтому надо быть готовыми, и на это очень живо реагировать.    
   
Владимир Хотиненко. Фото: АиФ / Александра Горбунова

О дебютах

Алексей Учитель: Я очень болею и преживаю за то, что происходит с молодыми. Во-первых, унас есть мастерские во ВГИКе и мы видим, как им тяжело. Безобразие, что государство, которое очень активно поддерживает производство в кинематографе, финансирует 10-12 дебютов в год. Это крайне мало, и акцент нужно смещать. Я давно предлагал сделать некий национальный центр дебютного кино. Все бы молодые режиссёры и сценаристы знали, куда им идти, а не слоняться от продюсера и к продюсеру и получать отказы.

Я сторонник того, что должно быть намного больше. Я всегда вспоминаю фразу (по-моему, это сказал Никита Сергеевич Михалков), что каждый день нужно снимать не как в последний, а как в первый. Я с фильмом «Восьмёрка тоже дебютант», хочу искупаться в лучах славы это фестиваля. И очень жду, как примут. Потому что для меня это уникальный случай: всероссийская премьера не в Петербурге, не в Москве, а у вас в городе. В Москве премьера 24 апреля, в Петербурге – 28 апреля, а на экраны выходит 8 мая. Но ещё очень важно, что в картине пять актёрских дебютов – все главные роли исполняют актёры-дебютанты, которых ещё никто не знает. И самое удивительное то, что я очень долго выбирал актёра на главную роль и нашёл его в Омске. Это Алексей Манцыгин, актёр Театра драмы.

Алексей Учитель. Фото: АиФ / Александра Горбунова

О разном

Артём Михалков: Чтобы попасть на фестиваль в качестве участника, нужно сначала зайти на сайт и оставить заявку, её рассмотрят и далее Стас Тыркин примет решение, будет эта картина участвовать или нет. Мы открыты к диалогу.

Стас Тыркин: Нужно сделать очень простую вещь – снять хороший фильм. Наша основная миссия привлечь внимание к фильмам, которые в противном случае были бы его лишены. В отельных случаях нам это удаётся, в частности, как с фильмом «Линар». В прошлом году он получил приз зрительских симпатий и потом прокатился по всему миру от Лиссабона до Латинской Америки, вышел в ограниченный прокат в Москве. Думаю, что это произошло не без нашего некого участия.

Звезды на красной дорожке в Омске. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Полина Зуева: Я вообще занимаюсь фестивальным движением и сделала уже их достаточное количество. Это фестиваль дебютов, фестиваль молодых, здесь рамки шире, больше можно сделать интересных вещей. Что касается бюджета, то Министерство культуры России поддержало нас в размере 19 млн руб., правительство Омской области – в размере 5 млн руб., фонда «Мечте навстречу» – в размере 10 млн руб. В совокупности бюджет меньше на 6 млн руб., чем в прошлом году. Но мы постарались за отсутствием достаточного количества средств не упасть в качестве и надеемся, что это получится.

О «Восьмёрке»

Алексей Учитель: Фильм уже был на международном фестивале, стартовал в Торонто, его мировая премьера состоялась там осенью прошлого года. Он уже побывал на разных фестивалях, но в России действительно будет показан первый раз.

«Восьмёрка» – кино для меня очень необычное. Очень много вещей, которые я впервые пробовал, включая драки, которых в фильме много. Мы с ребятами сами всё сделали и теперь по дракам я очень большой специалист. Конечно, многое будет зависеть от того, как сегодня пройдёт просмотр, потому что России к российскому кино относятся очень своеобразно: какой слух пойдёт, так и будут смотреть. Впервые в моём творчестве картина выходит таким большом тиражом – 800 копий. Вообще это фильм про большой промышленный город, там нет названия. Во-первых, это экранизированная повесть талантливого Захара Прилепина. Там у него подразумевается Нижний Новгород, но вполне может быть и Омск. Сначала хотели снимать в Нижнем Новгороде, но потом я вспомнил, что в Петербурге есть Кировский завод: дома, улицы, памятники светофоры, своя железная дорога – уникальная декорация. Он дал образ усреднённого в хорошем смысле промышленного города.