«Переобуваться» пора давно. Автомобили следует подготовить к зиме

Можно и самому поменять колёса, если не хочется платить или стоят в очереди. © / pixabay.com

Как только наступают минусовые температуры, первый снег, в Омске тут же объявляется «день жестянщика». Водители, расслабившись после долгой тёплой осени, не спешат менять резину, хотя давно бы уж пора это сделать. Однако часто решение о смене резины принимается на авось. Водители просто опираются на интуицию.

   
   

А закон-то есть!

Но давайте разберёмся. Что об этом говорит закон? Как было бы просто, если бы закон прописывал что-то вроде: меняем зимнюю резину на летнюю 1 апреля. Однако чётких указаний, когда именно «переобувать» машину, нет. Единственное, на что предлагается ориентироваться - технический регламент Таможенного союза.

Так, с 1 января 2015 года этот документ запрещает использовать летнюю резину в три зимних месяца (декабрь, январь и февраль) и зимнюю резину с шипами в летние месяцы (июнь, июль, август).

Иными словами, регламент разрешает ездить на зимней резине с шипами с сентября по май. Важный момент: на резине без шипов, на так называемых «липучках», или всесезонной резине,  документ позволяет кататься круглый год.

Какой должна быть температура?

Учитывая, что Россия - страна погодных сюрпризов, ориентироваться только на регламент было бы неосмотрительно. Производители шин и эксперты советуют опираться в первую очередь на температурный режим.

Фото: Пресс-служба УМВД России по Омской области

В Ассоциации производителей шин рекомендуют переобувать автомобиль в зимнюю резину, когда среднесуточная температура опускается ниже +7°. Соответственно, как только весной на улице закрепляется +7° и выше, можно расчехлять летний комплект. Риск ночных заморозков к этому времени сводится к минимуму. (По этому же принципу у нас начинается и заканчивается отопительный сезон, правда, при недельных +8°).

Летом – на зимней?

Что будет, если ездить летом на зимней резине?

   
   

Одно из основных отличий зимней резины от летней заключается в степени мягкости резиновой смеси. Летняя резина гораздо жестче, поэтому на морозе она быстро дубеет, теряет свои свойства, и  машина начинает вести себя непредсказуемо. В то же время зимняя резина в тёплое время года оказывается в некотором смысле беспомощной. Когда на улице нет мороза, мягкость вкупе с зимним рисунком протектора делает езду более опасной и некомфортной.

Фото: Пресс-служба УМВД России по Омской области

Если пренебрегать рекомендациями и ездить летом на зимней резине, без неприятностей обойтись не получится. Особенно это касается путешествий по мокрой дороге. В этих условиях зимние шины ведут себя хуже всего - сцепление с дорогой становится менее надёжным, устойчивость автомобиля ухудшается, не в лучшую сторону изменяется и рулевое управление.

Если приводить список ключевых проблем, которые сулит использование зимних покрышек летом, он будет примерно таким:
  • плохое сцепление с дорогой, особенно если на улице дождь и асфальт мокрый, ухудшение управляемости,
  • увеличение тормозного пути,
  • повышенный расход топлива,
  • ухудшение реакции автомобиля на рулевое управление,
  • быстрое стирание рисунка протектора, не предназначенного для летней дороги. Если ездить все лето на «зиме», то до следующего снегопада резина, скорее всего, не доживет.

Ну а об использовании летней резины зимой и вовсе не стоит думать – и ежегодный «день жестянщика» тому наглядный пример. Кто вовремя сменил резину, уже в четверг, когда пошёл снег (который хоть пока и тает, но всё равно ухудшает и видимость, и сцепление машины с дорогой), чувствовал себя уверенно. Но таких предусмотрительных в Омске десяток-другой. Остальные следуют принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», и потому тянут до последнего, а потом выстраиваются в многочасовые очереди на шиномонтажку.

Проверьте косёса

Ещё одно важное замечание. Вы умный и предусмотрительный, и уже поехали к ближайшей шиномонтажной мастерской. Не спешите! Для начала стоит всё-таки проверить, можно ли использовать резину в новом сезоне.

Для этого проведите визуальный осмотр покрышек. Главное, на что нужно обратить внимание, - остаточная высота протектора; она должна быть не ниже 1,6 мм. Замеры лучше делать сразу в нескольких местах.

После проверки высоты протектора не лишним будет осмотреть резину на предмет механических повреждений. Важно учесть и то, как хранилась резина. Самый верный и безопасный способ - горизонтальный, когда покрышки лежат друг на друге.