"Представляете, в Костроме поверили, во всех газетах напечатали, - смеётся Гладков. - А вообще у меня такое чувство, что я у вас уже был. Или жил? Всё как будто родное".
Видимо, эти слова автор музыки к таким мультшедеврам, как "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Винни-Пух" также адресует все-всем-всем. Когда в каждом городе интересуются одним и тем же (в смысле, "ну как мы вам?"), приходится подыгрывать. Во-первых, чтобы было хоть какое-то разнообразие. Во-вторых, из-за природной воспитанности. В-третьих, из-за "здорового" чувства юмора.
В Омске самый детский из всех композиторов оказался не просто так. К ребятне приехал. Спеть старые добрые песни собственного сочинения, про мультики хорошие детям напомнить. Творческая встреча Григория Гладкова с омскими школьниками прошла в рамках фестиваля "Киносозвездие России".
- Надо, чтобы каждый актёр, режиссёр, который к вам на фестиваль приезжает, мог бы здесь остаться. Хорошо бы ему и жильё предоставляли. Или женили тут, или ещё какие-то способы придумали удержать. И вот когда мы все осядем, будет "Омское киносозвездие России". Шутки шутками, а разговор с "детским композитором" после творческой встречи серьёзный получился.
Спасибо советской власти
- Вам не страшно, что нынешние дети жестокими вырастут, смотря те мультфильмы, которые показывают сегодня по телевизору?
- Пока наши дети защищены тем наследием, которое сформировалось в детском жанре в советское время, этого не произойдёт. Советской власти можно спасибо сказать. В "детский жанр" уходили лучшие люди, часто для того, чтобы спастись от цензуры. Нигде в мире такого количества талантливых работ нет. И Папа Римский когда-то призывал воспитывать детей на русских мультиках. В борьбе добра и зла акценты точно расставлены были. В период безвременья, когда не было детских передач, наши "реформаторы" уничтожили искусство для детей. Но я знаю, что люди в семьях создали свое собственное маленькое "телевидение", и дети выжили. Я уверен, что советское наследие спасёт ещё не одно поколение.
- Но любой источник когда-то иссякает...
- Дело в том, что "детский жанр" не стареет. Любой поп-хит может постареть, даже "Миллион алых роз". А "Пусть бегут неуклюже", "Облака - белогривые лошадки", "Прекрасное далёко" - вечное. Хотя телевидение и организовало мощный прессинг. У меня ощущение, что это делают люди, которые просто родину не любят. Журналисты раскапывали причины, почему нет детских передач, и оказалось, что у тех, кто владеет масс-медиа, дети за границей. Соответственно, нет мотивов что-то делать для других детей в этой стране. Точно такое же телевидение делали бы иноземцы, захватившие нашу территорию, чтобы оболванивать покорённый народ. Хотя в последнее время есть позитивные изменения: открылась радиостанция "Детское радио", появились каналы "Бибигон", "Теленяня", кабельный канал для детей. Но основной защитой остаются семьи и школы.
Почётный "американец"
- Вы много ездите по странам и поёте для детей. Взрослые своё непонимание других наций часто оправдывают разницей менталитетов. А в "детском менталитете" существует эта разница?
- Все дети очень похожи. Они добрые, открытые и фантазёры необыкновенные. Реакции на мои песни те же самые. Разве что языка не знают. Дети близки к Богу, наверное, потому одинаковые во всех странах.
- А написать музыку для западных, голливудских проектов вам не предлагали?
- Нет. Пробиться на тот рынок можно. Но я такой задачи не ставил, потому что и здесь много работы. Кстати, я почётный житель двух городов в США. "Назначили" меня, когда я ездил с концертным туром по Америке (улыбается). Сейчас хочу записать свои песни на разных языках.
- Там знакомы с нашими мультфильмами?
- Им нет дела до русских мультиков. Для них важно не пустить на свой рынок чужих. Когда была перестройка, нас там как космонавтов встречали. Но перестройка закончилась... Их шоу-бизнес для нас закрыт. Выступать за "кэш", то есть за наличные, там не очень законно. А чтобы выступить на законных основаниях, надо получить пять рекомендаций - я тоже так "собирался" - и рабочую визу. Кроме того, для гастролёров существует строгая квота - 25 тысяч человек в год. И в это количество входят все - и Карузо, и балет Большого театра. Нам бы не мешало такие квоты ввести. А то мы пускаем всех подряд. Элтон Джон на русском корпоративе? Запросто! Наша широкая страна всем дорогу открыла. А между тем иностранные артисты лишают нас работы. Как голливудское кино, которое оккупирует кинотеатры. Продаются диски с зарубежной музыкой? Значит, наши не купят, мои не купят, моих друзей. Если поют на английском, то молодёжь привыкает к тому, что английский - это круто, а русский, родной, - это "совок". Те деньги, которые население могло бы заплатить за своих артистов, уходят за границу.
Так что ничему они не завидуют и не признают ничего, кроме своего. Если песню переведёшь на их язык, они её, может быть, послушают. Может, даже хитом сделают. Но только на их языке. Потому что основа любой нации - язык. Можно какую угодно музыку писать, какую угодно моду вводить на причёски, одежду и прочее. Но петь только на своем языке. Как испанцы, французы, японцы, арабы. Едва на английском запел - всё. Распад.
"Я попсу умываю"
- Сегодня композитору надо быть "модным", чтобы ему предлагали работу в новых проектах. "Медийность", то есть "мелькание" становится важнее прошлых, советских достижений?
- Знаете, мне повезло. Я и медийный, и модный. Хвалиться не хочу, но я в струе. Стоит мне выйти в своей шляпе и запеть мою "Ворону", я всю попсу умываю. А ещё если детей из зала вызову, то всё просто меркнет. Потому что попса - это искусственное, а зрители видят на сцене совсем другой мир. И она "проседает" по полной программе. У меня на телевидении по 3-5 съёмок в месяц. В "Пусть говорят" недавно зазывали, у Гордона я был, в передаче "Малахов плюс" тоже, канал "Культура" с Александром Мигицко снимал передачу с моим участием "Кто в доме хозяин". Меня про всё спрашивают - про семью, про собак, про песни. Даже про то, как я картошку посадил.
- Может ли сегодня композитор проснуться знаменитым, как это было с вами после "Пластилиновой вороны", или надо сначала себя продать?
- С популярностью в один момент сейчас сложнее. Ты станешь знаменитым сразу, если тебя покажут по всем каналам. А в советское время можно было проснуться знаменитым, потому что существовало всего два-три канала. Теперь надо "в ротацию" попасть. Если попал, а точнее, заплатил за попадание, тогда пожалуйста. Но я считаю, что талантливое произведение само дорогу найдёт. Как когда-то "Подмосковные вечера"...
- Вы много ездите. Что для вас является показателем культурности того или иного города?
- Я оцениваю город по кормушкам и по бродячим собакам и кошкам. Если есть и те, другие, значит, город добрый. Значит, люди животных не истребили и птиц подкармливают.
- Омск в этом плане вас не разочаровал?
- Я не успел понаблюдать. Но могу сказать, что не отказался бы сделать совместный спектакль с каким-нибудь омским театром или филармонией.
Смотрите также:
- Производство страха. Юрий Беляев о сибирской провинциальности, кино и детях →
- Эмир Кустурица об Омске и Достоевском: «В такой «тюрьме» я бы остался!» →
- Надежда Бабкина: «Культура – это иммунная система государства» →