"Неправильные" дети

   
   

Об этом не принято говорить вслух или заострять внимание. На "коррекционных" детей социум любит навешивать кричащие ярлыки и затёртые штампы. "Неполноценные" и "необучаемые" - лишь самые корректные из них. Немногие понимают, что, по сути, это такие же дети, как и остальные. Две руки, две ноги. Просто они никогда не смогут осознать многих элементарных, на первый взгляд, вещей.

"Мама мыла раму" - эти три слова, "классику жанра" советских букварей, 12-летняя Катя старательно выводит на доске уже больше пяти минут. В этом возрасте девочка с трудом осваивает программу первого класса обычной общеобразовательной школы. Диагноз далеко не утешителен - олигофрения. Клеймо на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому врачи предпочитают более мягкую обобщающую формулировку медицинского термина - умственная отсталость.

Если диагноз - болезнь Дауна

Большинство таких "коррекционных" детей - сироты. Кого-то непутёвые мамаши "забыли" в роддоме, кого-то сознательно отдали на попечение детских домов... Несложно догадаться, что в основном эти дети появляются на свет в неблагополучных пьющих семьях, где представление о морали весьма туманное. За грехи родителей отвечают дети - такова закономерность. Умственная отсталость до 70% врождённая. Сложно смириться с тем, что ребёнок неполноценен. Но у каждого человека свой путь, и это нужно принимать спокойно. И если диагноз - болезнь Дауна, то это не означает, что мир рухнул. Отчаяние не выход из ситуации. Ребёнка необходимо вовремя показать специалистам, которые помогут ему адаптироваться в обществе.

Вся жизнь - пионерский лагерь

Коррекционных школ, в отличие от детских домов, на территории Омской области не так уж много - 21. В трёх из них дети живут постоянно. Играют, учатся, взрослеют... Казённая кровать и тумбочка. Вроде бы всё своё, но вместе с тем такое чужое. Эти детские дома для умственно отсталых детей напоминают пионерский лагерь. Только "сроком" он на десять лет. Родители к своим ребятишкам практически не приходят: вычеркивают из жизни своего неполноценного ребёнка. Поэтому мамой детки называют учителей. По словам Натальи Дринь, директора коррекционной школы-интерната N 5, женщины, которые посвящают себя работе с трудными детьми - настоящие героини: "У нас нет так называемой "текучки" кадров, потому что отсюда либо уходят сразу, либо работают всю жизнь. В эту коррекционную школу я пришла 29 лет назад. Начинала как учитель-дефектолог, с недавнего времени стала директором интерната. Психологически это очень сложная работа, но без этих ребятишек я уже не могу".

Завязывать шнурки тоже учат