На мультиках денег не заработаешь. Качественный, высокохудожественный мультфильм и прибыльный коммерческий продукт - в нашей стране сегодня, похоже, понятия несовместимые. В советское время государство заказывало мультфильмы. Теперь они не входят ни в статью "воспитание", ни в статью "доходы".
Кто-то подсчитал, что всё, что выделяется сейчас в России на производство новых мультфильмов, равно бюджету одного голливудского "Шрека". Советские мультики разобраны на цитаты. Современные отечественные и назовёт-то не каждый. "Почему" и "для чего" накопилось много. Ответы на эти вопросы "АиФ в Омске" искал вместе с омским мультипликатором, директором рекламной студии Еленой Шиляевой.
Уродливые "Адамсы"
- Елена, советская мультипликация была явлением. Даже папа римский Иоанн Павел Второй говорил: "Если хотите воспитать детей, показывайте им советские мультики". У российских мультфильмов такого успеха нет. Почему?
- Я бы не стала говорить, что хороших мультфильмов мы сейчас не делаем. Студия анимации начала серию замечательных, на мой взгляд, исторических мультфильмов, таких как "Добрыня Никитич". Сборы от последнего, кстати, покрыли расходы на создание. Если все предыдущие были в "минусе", то этот сработал "по нулям". Есть надежда, что следующий уже принесет прибыль.
- И всё-таки, на ваш взгляд, что такого было в старых мультиках, что они так любимы самыми разными поколениями? За счет чего у них такой успех?
- Тогда существовала строгая система госзаказа: столько-то мультфильмов нужно про это, а столько - про то. Жаль, что в современной мультипликации после развала Союза замены этой системе не нашлось. Все стало коммерческим, просчитываемым. Содержать студию "Союзмультфильм" оказалось просто невыгодно. Чем берут советские мультики? Они душевные, светлые, с обаятельными героями, они об отношениях. В них нет агрессии и насилия. Мне не нравятся все эти "Семейки Адамсов" и "Симпсоны". Уродливые они какие-то. Для чего персонажей делают такими, не знаю. Лично я своим детям запрещала это смотреть.
- А они тянулись к таким мультфильмам?
- Им, маленьким, я сама говорила, что хорошо и что плохо, и в конце концов они просто потеряли к плохому интерес. Детям надо расставлять "плюсы" и "минусы". Если позволить им щёлкать пультом телевизора и выбирать самим, они сделают неправильный выбор, напитаются этой агрессией, а потом понесут её во двор, в школу, в отношения с людьми.
- Вам не кажется, что старые мультфильмы для современного ребенка уже не так притягательны, как, например, были для нас? Многих мультиков они просто не знают...
- Всё от семьи зависит. Я знаю несколько примеров, где родители с полутора-двухлетнего возраста целенаправленно показывали детям именно советские мультики, благо купить их сегодня можно без проблем. Что родитель даст ребенку, то в нем и "прорастёт".
- Почему раньше мультфильмы были красивыми и добрыми, а сегодня стали злыми и примитивными? Это что, веяние моды?
- Кто-то выдает это за новый режиссерский замысел, за творческую находку. Но я думаю, основная причина в другом. Придумали, например, простейших "Смешариков". Они стали приносить прибыль. Всё. Зачем напрягаться для большего, если деньги платят за это? Просто - значит быстро. А быстро - значит можно заработать больше денег. Вот пример. В историческом сериале одна серия стоит около 250 тысяч долларов. И там костюмы, прически, драки, массовка. Зачем тратить столько усилий, когда можно посадить за стол Катю Пушкареву вместе с подругой и снять целую серию их бесконечного диалога? Сделать такой мультфильм, как "Каштанка" или "Аленький цветочек", сложно. Такая техника, где сначала снимают настоящих актеров, а потом рисуют мультфильм на основе их контуров, требует много сил и времени. А деньги нужны быстро... Анимация сама по себе стоит очень дорого. Чтобы создать одну секунду мультфильма, надо сделать 25 рисунков, каждый раскрасить, сверить пропорции.
Аллигатор в шляпе
- Мрачноватые перспективы вырисовываются. Какие же мультики мы будем смотреть через пять-десять лет?
- Всё хорошо будет! (смеется). Мультипликация никуда не денется. Всегда у нас найдется какой-нибудь Петров, который сможет творить гениальные вещи вроде "Старика и моря". Вот и исторические мультфильмы стали снимать, о которых мы уже говорили.
- Но ведь они же сделаны по голливудским лекалам, хоть и на нашем, национальном материале?
- Самое главное, что нашлись люди, которые взяли и сделали. Можно ведь просто собраться, поговорить про "надо бы" и разойтись. А можно взять и сделать. Это всегда труднее.
- Елена, какие мультфильмы, по вашему мнению, нужно обязательно показать ребенку? Что-то вроде примера?
- Про Крокодила Гену и Чебурашку. Ведь если разобраться, кто они такие? Один - аллигатор-интеллигент в шляпе, другой - непонятно кто, чуть ли не результат какой-то генной модификации. Совершенно разные. Но речь-то здесь идет о крепкой дружбе. Вот чему детей учить надо. Волшебных мультиков им побольше показывать, вроде того же "Аленького цветочка" или "Золотой антилопы". Волшебность и сказочность нужна любому ребенку, в каком бы поколении и в какое бы время он ни родился. Что же будет будоражить его фантазию и развивать в нем творческую личность, если не это?
Смотрите также:
- «Я омичка, и ею останусь!» Редактор французской газеты о своей малой родине →
- «Сделайте свой Сибирский Голливуд». Анатолий Белый о киноиндустрии в Омске →
- Продюсер Валерий Федорович: «Омск предназначен для жизни больше Москвы» →