Статистика безработицы в области де-юре колеблется от 0,6% до 9,0%. Де-факто составляет все 30 и 40%.
Сельчане живут на дотации бирж труда, без доли стеснения называют себя "профессиональными" безработными. "Как выжить, если работать на "дядю" за крошечную зарплату? Так недолго протянуть ноги", - возмущаются они. Пособие плюс небольшая выручка с домашнего хозяйства - только так сегодня можно выжить на селе.
Вареники с прилавка
- Люди на селе не хотят работать, настоящих тружеников можно сосчитать по пальцам, - откровенно говорит Николай Стапцов, глава Называевского района. Его район среди "антигероев", уровень безработицы - 9%.
- Молоко будет, но будет ли оно белым? - фигурально выразился называевский руководитель. Поголовье крупного рогатого скота в районе снизилось в сотни раз. Когда это было видано, чтоб на селе картошку не сажали? А вареники покупали готовыми...
За пять последних лет в районе приказали долго жить сначала трикотажная фабрика коллективом в 400 человек, затем узловая станция "Называевск" и ещё 12 сельхозорганизаций, на ниве которых "пахали" ни много ни мало - 1200 называевцев. И это статистика. Чем деревне восполнять такие потери? Этот вопрос друг другу по очереди задают село и область.
Руководство даже районов с низким уровнем безработицы вынуждено признать - народ обленился. Государство разбаловало его своими дотациями, субсидиями и выплатами. Зачем безработному напрягаться: за жильё - субсидия, на дрова - материальная помощь. Сибаритство да и только. Ирина Прозорова, заместитель председателя правительства Омской области, согласна, что огромные средства, отправляемые службой занятости на обеспечение этих самых дотаций, нужно в срочном порядке "уводить" из разряда пассивного начисления денег. Пособие по безработице из средства к существованию превратилось в расхолаживающий фактор и свело к нулю мотивацию работать и зарабатывать.
Почти 2/3 крестьян держат личное подворное хозяйство, в основном коров. Больше половины сдают молоко и мясо частнику-перекупщику у себя в районе. Хоть и за смешные, но деньги (закупочная цена колеблется по районам от пяти-семи рублей). На рынке та же "полторашка" стоит 30 рублей. В шесть раз выгоднее! Особенно если до города, к примеру, из Тавричанки, Павлоградки или Русской Поляны рукой подать. Близость к Омску - главный козырь. На фоне этого объясним самый низкий процент безработицы в Омском районе - 0,6%.
Семеро по лавкам на одного безработного
На координационном комитете при областной службе занятости Владимир Ничипоренко, глава Нижнеомского района, (уровень безработицы - 8,9%) озвучил безработное ноу-хау, до которого дошёл народ. Это приёмные семьи. Их численность в Нижней Омке растёт в геометрической прогрессии. Радоваться бы! Но... боже упаси, сейчас обидеть чувства приёмных родителей.
- По трое ребятишек берут в семьи и больше... На каждого в среднем десять тысяч выплата. Родителям запросто можно не работать. Что они и делают, - комментирует Ничипоренко.
Тридцать тысяч на селе даже при большом желании заработать сложно. А безработица, как уверяют главы проштрафившихся Называевки и Нижней Омки, и так упадёт. До нужных 6%. Последняя молодёжь в город уедет.
Смотрите также:
- Почему данные переписи населения так долго обрабатывались? →
- Небывалый урожай: картошка и зерно есть, а денег не будет →
- Зарплаты омичей выросли: Мы действительно стали богаче? →