"Не надо увековечивать дешёвый юмор"

   
   

"Сколько у меня скульптур, я не знаю. Но зато знаю точно, что у меня пять внуков и один правнук", - говорит Анатолий Цымбал.

- В 51 год мне сделали серьёзную операцию, и я просто мечтал дожить до 60. Дожил, сделал выставку. Стал мечтать о следующем юбилее. Дожил. И снова сделал выставку. Потом думаю: вот мне 70, а как бы теперь до 80 дотянуть? Дотянул и опять собрал выставку. Времени у меня осталось маловато, чтобы все идеи осуществить. Но я каждое утро делаю зарядку, а потом читаю молитву, которую сочинил сам. В последних строчках прошу господа, чтобы он помог мне завершить мои задумки при жизни...

Глиной не закусываю!

- Я в Полтавской области родился. А в Омск меня в 1955 году пригласили - с предоставлением трёхкомнатной квартиры и работы на строительстве нового вокзала. Тогда я был по профессии лепщиком-модельщиком 1-го класса. С тех пор и пустил здесь корни.

- Анатолий Андреевич, а скульпторы обычно как день рождения празднуют?

- Да как все люди! Что, думаете, глиной закусываем? (смеётся). По молодости в ресторан ходили. Сейчас ресторан не потянуть. 75-летие мы в мастерской отмечали - с близкими и друзьями. Нынешний юбилей - сначала в Доме художника, а потом на банкет пошли.

- У вас в мастерской есть помощники, или вы всё делаете сами?

- Когда работал над памятником Георгию Жукову, привлекал помощников, ведь глины надо было около 30 тонн накидать, а это тяжело, он ведь 5,5 метров в высоту. На речников Иртышского бассейна еще больше - 40 тонн понадобилось. Но я всегда лично командую, куда и что. И леплю тоже сам.

Вся коллективность - в пьянках

- У вас много работ, посвящённых войне и её героям: мемориалы погибшим воинам в Великой Отечественной войне в Черемушках и в Полтавке, в городе стоят памятники Лизе Чайкиной и маршалу Жукову. Почему такое пристальное внимание к этой теме?

- Я сам в войну вырос, всё это пережил. Эта тема во мне с детства - наш патриотизм, героизм. Мы ведь росли с этим. Это сейчас никакого патриотизма. А если и есть, то совсем не тот, что был.

- Куда же он делся?

- Просто интересы стали другие. Вот в войну мы голодали, но если заходили к какой-нибудь семье в дом, где была еда, хозяева всегда спешили своим добром поделиться. А сейчас коллективности нет. Разве что пьянки коллективные. Раньше мы воспевали героя социалистического труда, передовика производства. А теперь какие герои? Хозяин, герой - тот, у кого деньги есть. А те, кто на них работают, - не герои. Раньше было наоборот.

- Художников в Омске много, а скульпторов среди них единицы...

- ...и даже у этих единиц нет работы. Сколько у меня идей! А заказчики где? Раньше были социальные заказы, договоры с государством на целых пять лет, которые оплачивались. Я за счёт этого и жил, окладов же у скульпторов нет.

- Но люди ведь заказывают у художников живопись. Почему не заказывают скульптуру? Или это жанр непопулярный?

- Те, о ком вы говорите, люди богатые, и понятия у них о красоте другие, иногда очень слабые. К моему другу пришёл как-то один состоятельный человек и говорит: "Я купил французскую мебель, теперь не знаю, как её расставить". Друг пошёл, расставил. Потом тот же человек хвастался скульптурой, которую в Питере на рынке купил. На вид - дешёвка, а стоит как вещь из дорогого салона. Друг возмутился, что за такие деньги сам бы десяток подобных сделал.

- Неужели нет положительных примеров?

- Когда-то я спроектировал памятник Тарасу Шевченко для Октябрьского района - на этой территории много украинцев живёт. Прождал одиннадцать лет, денег на него так и не получил. За это время мне даже в Канаде предлагали его поставить. Потом в Сургуте нашёлся бизнесмен, который на свои средства поставил там моего Тараса Шевченко - на постаменте из чёрного гранита, полированном, с зелёной крошкой... Красота! Сегодня в Сургуте это лобное место, туда молодёжь приходит, гуляет.

А ведь этот памятник мог бы у нас стоять...

- Каких памятников в Омске, на ваш взгляд, не хватает? Кого нужно было бы увековечить?

- Ермаку нужен памятник, всё-таки он покоритель Сибири. Монумент в честь адмирала Александра Колчака - тоже, я считаю, хорошая идея.

Дурь не сохранится

- Проектов у вас много. Есть шанс, что какие-то из них превратятся в новые омские монументы?

- Я предлагал поставить на площади перед Музыкальным театром скульптуру - сидящая муза. Директору моя идея понравилась. Вопрос только в том, где деньги взять. Ремонт театра планируется. Как знать, вдруг и памятник будет? Монумент в честь Кирилла и Мефодия можно было бы установить на Левом берегу, возле собора. Там и пространство есть, необходимое для такой скульптуры.

- А как вы относитесь к несерьёзным идеям вроде памятника мультяшному котёнку с улицы Лизюкова, установленному в Воронеже, или пузатому постовому в Новосибирске? Такие памятники нужны?

- Мне кажется, они ни к чему. Весь их юмор - сквозь слёзы. Затраты большие, а любоваться ими будет одно поколение, потому что придёт другое и разрушит. Классические-то вещи уничтожают, а дурь - тем более. Не думаю, что надо увековечивать дешёвый юмор. Скульптура - это серьёзная вещь. И кроме смеха за ней должна стоять мысль, которая будет характеризовать время.

Мнение

Георгий Кичигин, художник: "Художники - люди разные по напряжению, по состоянию. А Анатолий Андреевич всегда, как цемент, скреплял все наши мастерские. Он свет несёт, здоровье в наш коллектив. Какие там 80! Посмотрите на него! Мне кажется, он сам удивляется, сколько ему лет!"

Смотрите также: