"Я служу своим пациентам"

   
   

"Наших ребят Афганистан встретил не только внезапными обстрелами с воздуха, но и страшными инфекционными эпидемиями, - говорит Александр Бычков, подполковник медицинской службы. - Паразиты буквально превращали печень солдат в решето".

Когда другие убивали, он спасал. Всего 23 года службы, большая часть которых - в "горячих точках". Узбекистан, Афганистан... И по сей день Александр Бычков лечит людей, но уже на "гражданке" - он участковый врач-терапевт в поликлинике N 16. Однако своих пациентов он по-прежнему называет "ранеными", а молодых медиков с улыбкой укоряет в отсутствии "опыта ведения боевых действий". В шутку.

"Золотой час" медиков

- Долгое время в прессе велись споры, надо или нет "снимать погоны" с военных медиков, стоит ли целенаправленно готовить врачей к работе в условиях вооруженных конфликтов. Вам довелось лечить людей и на войне, и в мирной обстановке. Считаете ли вы правильным ставить крест на военной медицине?

- Можно отказаться от военных врачей, если представить, что у России нет врагов, и ей никогда не будут грозить вооруженные столкновения. Мне бы очень хотелось, чтобы нас окружали только друзья, но история доказывает другое. Общеизвестно, что система подготовки военврачей сильно отличается от подготовки гражданских. Прежде всего, гораздо больше развито практическое направление. Но самое важное, на мой взгляд, - психологическая готовность. Ведь человек, который идет в военную медицину, представляет себе, с чем ему придется столкнуться. Реакция у готовых к экстремальным условиям работы лучше. Это иногда стоит человеческой жизни. У военных медиков есть понятие: "золотой час". Первую медицинскую помощь раненому необходимо оказывать в течение 15, максимум 30 минут, а врачебную - в течение часа. Если уложиться, выживут 90% пациентов. Другой аргумент: военная медицина по определению своему должна успевать за развитием военной техники. Люди очень легко создают новое оружие, но гораздо труднее находят методы лечения ранений от него.

- Каково ваше мнение по поводу сокращения срока службы солдат в армии? Можно ли за 12 месяцев подготовить бойца, воспитать патриота?

- Однозначно сказать, плохо это или хорошо, не могу. Особой бдительности несения службы, ответственности не было и у большинства тех солдат, которые в армии находились два года. А один год для 18-летнего парня всё равно что лёгкий испуг. Другое дело - контрактник. Для него служба - работа. Однако армия, несомненно, - это неплохая школа жизни. "Прогонять" нашу молодежь через неё необходимо. Хотя бы для того, чтобы вырвать мальчишек с улицы, отвлечь от таких пагубных соблазнов, как алкоголь, наркотики. Пусть побегают, поживут по расписанию, приучатся к самодисциплине вдали от родителей. А может, кто-то после этого решит пополнить ряды вооруженных сил уже по собственному желанию, пойдет учиться в военное училище, станет хорошим офицером.

Погоны "ниже" профэтики

- А вы сами профессию военного врача почему выбрали?

- Я еще в детстве решил лечить людей. Мама у меня сильно болела, я видел её страдания. Поэтому после школы поступил в Томский медицинский институт на факультет педиатрии. На четвертом курсе решил перейти на военную кафедру. Дело в том, что я возглавлял студенческую мотосекцию. Естественно, сам "гонял" на мотоцикле. Так вот, в этой секции было много ребят, обучающихся военной медицине. Они меня к себе и перетянули. Решение моё родные приняли спокойно. Отец был участником Великой Отечественной, служил на подводной лодке в Заполярье. Ушел на фронт добровольно в 17 лет, приписав недостающий год. Был ранен.

- Многие омичи в период чеченской войны отправлялись в горячие точки ради заработка. Мой бывший однокурсник пошел воевать, чтобы вырваться из-под контроля родителей. Стоит ли так рисковать?

- Война косит людей, особенно молодёжь. У нас и без того соотношение мужчин и женщин 1:3. Только в Афгане погибло более 14 тысяч россиян. Я, конечно, не советовал бы идти на смерть. Прежде чем сделать выбор - если он есть - стоит подумать о родных. Мне довелось во время прохождения службы в Афганистане сопровождать "груз 200". Была такая традиция: возвращаться в госпиталь только после того, как цинковый гроб опустят в землю. Тогда я понял, что та война была войной матерей, материнских слез.

- У многих еще на памяти случай, который произошел в Чечне. Врач-омоновец, оказавшийся в плену, под дулом автомата отказался делать операцию боевику. Вам приходилось оказывать помощь врагу и нужно ли это делать вообще? Действует ли на войне врачебная этика?

- Профессия врача не предполагает по определению отказывать больному в помощи. И не важно, враг он или свой. Мне не приходилось сталкиваться с такими ситуациями, но если бы довелось, не отступил бы от клятвы Гиппократа. Поставить погоны выше профессиональной этики означает признать правоту насилия. Я служил и служу Родине, но, прежде всего, я служу своим пациентам. Думаю, меня многие коллеги поддержат.

На гражданке страшнее?

- После нескольких лет, проведенных в горячих точках, вас как врача что-либо удивляло на "гражданке"?

- И до сих пор удивляет - небрежность людей к своему здоровью и здоровью своих близких. Как-то ко мне на прием привели трехлетнего малыша. Я сначала подумал, что он перезагорал на солнце. Ну прямо арапчонок Петра Великого! Оказалось, его мама забыла порошок марганцовки на нижней полке стола. Ребенок нашел, обмазался весь, наелся его. Благо, всё обошлось.

- Для вас День Победы что значит?

- Хотелось бы, чтобы этот день подталкивал человека к анализу всевозможных последствий своих поступков. День Победы - это вопрос каждому: "Понимаете ли вы цену мира, жизни?".

У офицеров есть давняя традиция: на любом торжестве первый тост произносится по случаю, второй - за милых дам, а третий - молча, за павших. 9 мая - день памяти.

Смотрите также: