Образование "в клеточку"

   
   

Они попадают за колючую проволоку, подчас не имея даже школьного аттестата. Освобождаются высококвалифицированными юристами, экономистами, менеджерами с высшим образованием.

Лекторов здесь практически не встретишь. И посещение у студентов свободное. Тем не менее, учебные классы никогда не пустуют. Двоечников среди грызущих гранит науки нет.

- Обучаться в вузе нас никто не принуждает, это дело добровольное и, что немаловажно, не бесплатное, - говорит Геннадий Старков, осужденный, староста учебной площадки. - Стоимость семестра - почти восемь тысяч. Эту сумму, как правило, оплачивают родственники осуждённых. Поэтому плохо учиться здесь бессмысленно. Хотите ведомость успеваемости покажу?

Сам Геннадий - будущий экономист. Он один из тех, кто на воле не смог осилить даже школьную программу. И лишь за колючей проволокой понял: с криминального пути не свернуть, если за плечами нет востребованной профессии.

- Сам я из Пермского края, отсидел уже восемь лет. Осталось еще семь. Выйду уже с дипломом о высшем образовании, - не без гордости говорит заключенный. - Планы грандиозные: открыть собственную фирму. Не сразу, конечно. Сначала, может, на кого-нибудь поработаю. А заниматься планирую пушниной. На воле у меня уже был опыт работы в этой сфере - с компаньоном осуществляли перевозку мехов из Сибири в столицу.

Сегодня в вузе на базе исправительной колонии N 6 обучаются порядка 26 осужденных. Желающих же сесть за парту гораздо больше. Но не каждому по карману такое образование.

- А ведь еще три года назад, когда открывался вуз, мы опасались того, что набора вообще не будет, - говорит Андрей Ледовских, заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе исправительной колонии N 6. - За Уралом это было первое высшее учебное заведение в местах отбывания наказания. Много уделяли времени тому, чтобы объяснить заключенным, какое это для них благо.

По словам студентов, поступить в вуз нетрудно. За время существования учебного заведения лишь один абитуриент не сдал тест по русскому языку. Остальные успешно справились с испытаниями и получили зачетки. Сегодня обучение будущих юристов и менеджеров проходит с помощью использования дистанционных технологий. Для этих целей в колонии имеется специально оборудованный класс. Есть и аудитория, оснащенная компьютерами. Здесь студенты, как правило, пишут курсовые.

- В целом, обучение самостоятельное, - отмечает Старков. - Объект-то наш режимный. Часто приходится присутствовать на общеколонистских мероприятиях. Если возникают какие-то вопросы, ответы на которые не можем получить с помощью видеолекций, то мы фиксируем их в специальном журнале. Потом по интернету их задаем преподавателям вуза, что находится на воле.

Валерий Чемичев, отбывающий срок за "тяжкие телесные со смертельным исходом", на зоне получает сразу две профессии - юриста и электрика.

- Первая специальность - для карьеры, вторая - для души, - поясняет парень. - Учиться мне нравится. Я таким образом убиваю сразу двух зайцев: и знания получаю, и досуг организовываю. А юриспруденцию выбрал не случайно. К примеру, с гражданским правом человек сталкивается везде - и в магазине, и в общественном транспорте. Я вот теперь уверен: с тем багажом знаний, которые здесь получил и еще получу, на воле буду вести себя более адекватно.

Как оказалось, у студентов, в отличие от остальных осужденных, больше шансов досрочно выйти на свободу.

- Перед тем как готовить документы на условно-досрочное освобождение для того или иного осужденного, мы должны изучить его личность, - говорит Ледовских. - И большое значение тут имеет то, как человек себя зарекомендовал за время отбывания наказания, учится он или нет, строит ли планы на будущее. Если же осужденный получает платное образование, это говорит само за себя. Ведь планируя вновь вернуться на криминальную стезю, к примеру, проникать в чужие квартиры через форточку, он вряд ли бы задался целью стать специалистом с дипломом о высшем образовании.

Смотрите также: