Будем сносить, или пусть живет?

   
   

"То, что осталось от дореволюционного Омска, воспринимается как одна гигантская стройплощадка. К 2016 году мы можем прийти с мемориальной доской: на этом месте был Омск - город Достоевского, Колчака, Бухгольца".

Алексей Сорокин, председатель омского филиала Российского фонда культуры, высказался жестко, когда в конце сентября был снесен памятник деревянного зодчества 1911 года постройки, стоящий на государственной охране, по адресу: Звездова,16. Представители городской общественности вышли тогда на митинг в знак протеста против действий застройщиков, нарушающих закон. Через два с лишним месяца общественность решила обсудить проблему еще раз. К диалогу пригласили все стороны: историков-краеведов, бизнесменов, чиновников и разработчиков генплана, чтобы выяснить, совместимы ли их интересы.

"Вспомнили, когда потеряли"

- Ценность любого города - исключительно в его своеобразии. Торгово-развлекательных объектов полно везде, этим не удивишь. Хоть один бизнесмен построил такое здание, которое украсило Омск? "Коробки", похожие на заводские цеха, втискивают в историческую среду, подавляя и обесценивая тем самым подлинные памятники архитектуры, - сказал Игорь Коновалов, заместитель председателя Омского отделения общества охраны памятников.

Представители власти решили внести некоторое равновесие в дискуссию.

- Есть понятные интересы коммерческих структур, но правила игры до конца не ясны, оттого и возникают конфликты, - заметил Олег Свиридовский, начальник отдела охраны памятников истории и культуры Министерства культуры Омской области. - Нужно разработать правила землепользования и застройки для исторического центра, ведь для окраин они существуют, а там проблем с памятниками намного меньше.

- Проблема не совсем в застройке, - не согласился бизнесмен Юрий Шушубаев, владелец участка под пресловутым памятником на Звездова,16. - Ни на один памятник нет охранного свидетельства, нет табличек, указывающих на его ценность. Откуда застройщику знать, памятник это или нет? О нем вспоминают только тогда, когда с ним что-то случилось.

- Так вы снесли дом на Звездова, чтобы мы устроили этот круглый стол? - вмешался в выступление предпринимателя отец Михаил.

- В строительстве делового центра мне этот дом не мешал, - ответил Шушубаев. - Памятник сгорел, есть акт о пожаре. А поджог - это происки конкурентов.

Относительно уверенности в "происках конкурентов" у историков своя точка зрения и ряд доказательств, которые опровергают слова бизнесмена. А что касается охранных свидетельств, то в Министерстве культуры ответили, что только в 2007 году их было выдано несколько сотен. И не знать, что на территории предполагаемого строительства находится памятник, застройщик не может, поскольку еще до начала работ получает документы, в которых содержится соответствующая информация.

Снос "на благо"?

Если дом на Звездова,16 уже утрачен и сейчас идет только установление всех обстоятельств и виновных лиц, то территория бывшего Губернаторского сада в границах Краеведческого музея, ТЮЗа и бывшего здания Общественного собрания теперь оказалась в самом центре коммерческих интересов. Речь идет о новом торговом зале с подземными парковками, выставочными площадями, рестораном и гостиницей. Для этого надо снести трех-этажное здание справа от ТЮЗа, гараж, принадлежащий театру для детей и молодежи, кафе "Старый Омск" и трансформаторную подстанцию. Училище имени Шебалина придется оставить, поскольку оно является памятником и охраняется законом. Застройщик даже согласен отреставрировать за свой счет фасад шебалинки, чтобы все было красиво, ведь проект трактуется как часть культурной зоны городского центра, соединяющий интересы культуры и бизнеса. Дискуссия относительно такого "соединения" разгорелась едва ли с меньшим накалом, чем по поводу злополучного дома на Звездова.

- Разговоры о территории возле нашего театра ведутся давно. Там одно время чуть ли не вокзал собирались строить. Зеленую зону сохранять надо, чтобы мы дышать могли! - решила высказаться Валентина Соколова, директор ТЮЗа. - Мы воспитываем в театре человека, говорим ему, что деньги - это еще не все в жизни. А потом человек выходит на улицу и видит ресторан и торговые павильоны.

- Я не уверен, что надо строить этот длинный ангар, - поддержал коллегу Василий Евстратенко, директор филармонии. - Почему бы не восстановить разрушенное здание у ТЮЗа, не сделать там детский творческий центр, раз уж ведется речь о "культурной зоне". На месте Концертного зала, говорят, тоже планировали чуть ли не 30-этажный небоскреб. И я даже не удивлюсь, что кто-то такое здание уже проектирует и нас однажды просто поставят перед фактом.

- Территория возле Краеведческого музея действительно никак не украшает центр, но то, что на ней разместится, должно отвечать не мелким интересам коммерсантов, а потребности всего города. Площади надо использовать с учетом общественного мнения, - резюмировал Петр Вибе, руководитель Краеведческого музея.

Получается так, что рядом со словом "памятник" у нас стоит слово "борьба". И ситуация в городе не исчерпывается упомянутыми инцидентами. У всех на слуху и вопрос с многоэтажной застройкой возле Крестовоздвиженского собора на Тарской. Как выразились на круглом столе сами предприниматели, все хотят жить в красивом городе. Только при наличии общей цели видение красоты и подходы к ней оказываются прямо противоположными.

Кстати

Всего на территории Омской области 477 зданий-памятников, из них 292 - в городе Омске. Внесено в список выявленных объектов культурного наследия и готовится к постановке на государственную охрану 75 зданий в городе и 24 здания в Тарском и Усть-Ишимском районах.

Смотрите также: