Знакомясь с людьми, омичка Наталья Белобородова предупреждает: у неё - ВИЧ.
"Равный консультант" - в Омске табличку с такой надписью можно увидеть только на дверях кабинета в Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. Здесь вот уже почти год Наталья ведет прием. Помогает таким же, как она, понять, что СПИД - это не смерть, а диагноз, с которым можно жить полноценной жизнью.
Болезнь вернула мужа
За плечами Натальи Белобородовой 10 лет наркотической зависимости, тюрьма...
- Когда умер мой отец, я очень переживала, - рассказывает ВИЧ-положительная омичка. - Забыться помог "хороший" сосед, я стала колоться. Я была уверена, что если захочу, то брошу. Но тогда сделать этого мне не удавалось...
Наталья до сих пор не знает, кому из её знакомых принадлежал использованный шприц. Тот самый, из которого чуть больше шести лет назад получила очередную дозу, ставшую для неё роковой.
- Узнав о диагнозе, я около месяца не выходила из квартиры: закрылась в комнате, не подпускала к себе никого, даже взрослого сына - боялась заразить, - вспоминает Наталья. - Меня переполняли страх, растерянность, гнев...Некоторое время жила под двойным давлением: с одной стороны - сознание того, что болезнь смертельна, с другой - невозможность ни с кем поделиться.
Боялась Наталья и другого - лечь в больницу, довериться врачам и столкнуться с негативным отношением. Она была первой ВИЧ-положительной наркоманкой, зарегистрированной в Омске. Пугала очень сложная схема приема препаратов, а главное - побочные эффекты таких лекарств: тошнота, рвота, облысение. На терапию Наталья согласилась только тогда, когда её иммунная система дала сбой. На женщину обрушились всевозможные "болячки": ангина, грипп. Обострился гепатит, который она приобрела ранее.
- Лекарства не помогали, - рассказывает омичка. - Я умирала. Видя это, мой сын, верующий человек, буквально на руках донес меня до православной церкви. Спустя две недели я встала на ноги. Мои лечащие врачи из СПИД-центра недоумевали.
В истории церкви есть множество примеров чудесного исцеления от физических недугов. И Наталья считает, что именно в церкви она нашла мощную психологическую поддержку и поняла, что не одинока. А главное, смогла покончить с наркотическим прошлым и решила больше не скрывать свое заболевание.
Неизлечимая болезнь стала для Натальи Белобородовой не приговором, а шансом в корне изменить свою жизнь. К ней вернулся муж, узнав о страшном диагнозе. Впервые за многие годы она нашла работу. Причем Наталья сама предложила врачам СПИД-центра свои услуги в качестве равного консультанта.
ВИЧ-инфицированные изгои
Не боится ли Наталья, что по её примеру кто-то "откроет" свое лицо и его ударят, оскорбят, выгонят с работы?.
- Каждый должен решить сам - стоит это делать или нет, - ответила моя собеседница. - Призывать к этому нельзя. Такой шаг должен быть осознанным, до него надо дожить, дорасти...
Наталье Белобородовой повезло: с людским отторжением и даже равнодушием ей сталкиваться не приходилось. Лишь однажды к ней подошла девушка, узнавшая о её диагнозе, и испуганно произнесла: "Я пила с тобой чай". В ответ Наталья улыбнулась и рассказала, как передается болезнь. Она уверена, что не фобии, а знание фактов - главное оружие против СПИДа.
Совсем недавно ВИЧ-инфицированная омичка была в поездке. Своих попутчиков по вагону Наталья сразу предупредила, кто она. Ответом на необычное признание было понимание соседей и безграничное желание поддержать и помочь.
- Меня стали буквально откармливать всяческой едой, - с улыбкой вспоминает Наталья. - А один молодой мужчина признался, что чересчур влюбчив и попросил совета, как избежать заражения. Естественно, я рассказала обо всех известных мне мерах предосторожности. Получается, что даже в дороге мне приходится давать консультации.
Тем не менее, Белобородова не отрицает: дискриминация ВИЧ-инфицированных в Омской области имеет место.
- Нелегко жить с таким диагнозом в небольших городах Омской области, в селах, где все друг друга знают, - отметила Наталья. - Ко мне часто обращаются больные, которым было отказано в лечении. Немало трудностей возникает с трудоустройством. Сегодня во многих организациях при приеме на работу требуют результаты анализов крови. Если же оказывается, что человек болен, работодатель, как правило, дает от ворот поворот. Одному нашему ВИЧ-положительному мальчику отказали в выдаче водительских прав. Между тем диагноз больного - тайна. Только по желанию зараженного человека она может быть раскрыта. Но фактов нарушения этого права сколько угодно. Я считаю, это неправильно. По возможности помогаю таким людям.
Без детей и денег
За свою скромную зарплату Наталья оказывает психологическую, юридическую поддержку "положительным" омичам, ходит в стационар к тяжело больным пациентам. Она рассказывает о том, как сглаживать побочные эффекты от препаратов, отвечает на вопросы интимного характера, которые стыдятся задать лечащему врачу.
- Меня угнетает прежде всего то, что я больше не могу иметь детей, - признается омичка. - Врачи помогут выносить здорового ребенка (по статистике, только 4% малышей, рожденных от "положительных" матерей, приобретают вирус), однако риск есть, это останавливает. Второй отрицательный момент - постоянные проблемы с деньгами. Если бы не помощь мамы и сына, мне было бы трудно выжить. Государство помогает лишь тяжело больным, имеющим инвалидность, а эти деньги уже не нужны.
Однако Наталья благодарна Богу за то, что он послал ей страшное испытание. Женщина полностью переосмыслила и изменила свою жизнь.
- Если бы не ВИЧ, не знаю, где бы я была, - говорит Наталья. - Сегодня пытаюсь выстроить новую жизненную стратегию и помогаю другим. Ощущение угрозы смерти дало мне стремление жить более интенсивной жизнью, прежде всего, духовной. Я начала больше ценить дружбу, заботу, лучше понимать, что такое страдание других.
Смотрите также:
- Каково быть «земским врачом» в современном мире →
- Сергей Киричук: "Я прежде всего доктор" →
- Руки Бога →