Примерное время чтения: 8 минут
1245

Пётр Вибе: «В Омске памятники сантехникам, а не основателям города!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ в Омске 03/07/2013
Пётр Вибе знает, как сохранить историю родного края. Фото Максима Кармаева

Омск, 4 июля – АиФ-Омск. – Когда говорят о том, что к 300-летию Омска у нас построят метро, гидроузел, аэропорт и больницы, то возникает вопрос: а без юбилея этого делать не стали бы?

Какое отношение всё это имеет к истории города, в котором нет даже памятника его основателю? – недоумевает Пётр Вибе, директор Омского историко-краеведческого музея.

Историко-краеведческий музей Омска, старейший музей города, свой личный юбилей – 135 лет с момента основания – отметил уже в этом году. Здесь знают, как сохранить историю родного края, но не могут понять, почему чиновники не обращают на это должного внимания?

Рабочих – в музей?

omsk.aif.ru: – Пётр Петрович, Вас, как директора историко-краеведческого музея, не обижает тот факт, что в омских школах нет краеведения? Какие могут быть последствия того, что люди не знают свою историю?

Пётр Вибе: – Достаточно только вспомнить социологические опросы прошлой осенью по поводу установки памятника Колчаку, когда омичи отвечали, что адмирал – это брат Ермака. Вот такая у нас подготовка. Конечно, есть учителя, которые жертвуют своим свободным временем или в рамках факультативов рассказывают детям историю Омска, но их мало. Я недавно общался с сотрудниками Московского государственного историко-архивного института, они говорят, что москвоведение сейчас из столичных школ вытравливают. Я не знаю, чем руководствуются чиновники, принимая такие решения.

С 1993 года Пётр Вибе руководит историко-краеведческим музеем. Фото Максима Кармаева

Далеко за примерами ходить не нужно. Когда в 2006 году вышел указ президента о подготовке 300-летнего юбилея Омска, я предлагал ввести в школах уроки по аналогии с московедением. Ведь за десять лет перед 300-летием Омска мы бы вырастили целое поколение, которое знало бы историю своей малой родины. Меня все поддержали, но дальше разговоров дело не пошло. Курс местной истории необходим, потому что непонятно, как можно жить в городе и не знать, кем он был основан, какие исторические события в нём проходили? И ляпов очень много, в том числе, высокопоставленные чиновники помогают тиражировать некоторые легенды. Вот, например, комплекс «Омская крепость». Когда о ней говорят, невольно возникает представление, что на этом месте и был основан город. Но на самом деле он появился на другом берегу, где сейчас стоит памятник Ленину. Вторую же Омскую крепость построили только через 50 лет. Мне эти вещи приходится объяснять не только школьникам, но и людям в должностях.

omsk.aif.ru: – Однако «людей в должностях» в музей привести сложно, со школьниками проще. У вас, кстати, среди посетителей какой процент детей?

Пётр Вибе: – Школьников – около 50% от общего числа посетителей. Но то, что в музеи ходят только школьники – стереотип. В выходные дни у нас можно увидеть много детей с родителями, интересуется выставками и старшее поколение. Просто школьники – самая организованная группа. Согласитесь, что бригаду рабочих собрать вместе и отвести в музей на экскурсию сложнее.

omsk.aif.ru: – Обычной выставкой мало кого удивишь. В той же столице на какой-нибудь космической экспозиции можно узнать, сколько ты будешь весить на Луне или на Марсе. Таких примеров в провинциальных музеях по пальцам пересчитать…

Пётр Вибе: – Вы не правы, интерактива сейчас становится всё больше. В нашем музее несколько лет работала выставка «Омская крепость», дети могли и на саму крепость забраться и экспонаты потрогать. Есть у нас и проект «Урок в старой школе», когда школьники пишут гусиными перьями… Примеров много.

Интерактива в музеях становится всё больше. Фото Максима Кармаева

Знамя гордости

omsk.aif.ru: – Пётр Петрович, почему в краеведческом музее нет аудиогидов или, к примеру, цифровых кодов у экспонатов, которые появились в музее им. Врубеля? Вы не принимаете новые технологии?

Пётр Вибе: – Мы к информационным технологиям относимся более серьёзно – в 2003 году первыми в Омске ввели современную систему учёта музейных коллекций. Ещё на базе нашего музея создан и постоянно пополняется Генеральный каталог муниципальных музеев Омской области. Цифровые коды – это баловство. Этикетка, которую упаковали в код. Её что, так прочитать нельзя, обязательно нужно через мобильный телефон? Аудиогиды, конечно, вещь хорошая, особенно для музеев с большими площадями и постоянной экспозиции. Но для временных выставок это вряд ли оправданно. Кстати, на новой исторической экспозиции мы планируем использовать оборудование, создающее трёхмерное изображение предмета. И это будет интереснее, нежели цифровой код.

omsk.aif.ru: – Какими конкретными экспонатами лично Вы гордитесь? Многие омичи знают про вышитую Конституцию, про уникальное Стрелецкое знамя…

Пётр Вибе: – Да, вышитая Конституция – любопытный экспонат, но у нас много чего достойно внимания. Например, халат из рыбьей кожи или монгольская панцирная защитная рубашка и шлем, которые мы недавно реставрировали в Москве. Стрелецким знаменем 1690 года, которое было выполнено по указу Петра I, тоже гордимся.

Горожане не знают, где была первая Омская крепость. Фото Максима Кармаева

Царя не помнят?

omsk.aif.ru: – К вопросу о Петре I – несколько лет назад Вы продвигали идею появления в Омске улицы его имени. За последние годы что-то изменилось?

Пётр Вибе: – Я продолжаю продвигать эту идею, а также выступаю за установку памятника Петру I, неоднократно говорил на эту тему и с мэром, и с директором департамента культуры. Но пока ситуация не изменилась. И это при том, что Омск входит в число городов, основанных во времена Петра или по его указу. За Уралом всего два таких города – Омск и Бийск. Так почему небольшой Бийск нашёл средства, чтобы установить 9-метровую конную скульптуру Петра I, а у нас даже до памятной доски или барельефа руки не доходят? У нас многие жители даже не знают, где был основан Омск, где располагалась первая крепость, потому что от неё вообще ничего не сохранилось.

Вот приедут к нам гости на юбилей города, попросят показать доказательства существования первой крепости 1716 года постройки, а их нет. Всё под землёй. И вроде у всех есть понимание того, что нужно искать, но денег на это не находится. На песни, пляски и фестивали – да, на историю – нет. Ведь узнав точные координаты первой Омской крепости, можно было бы обозначить её контуры памятными знаками, чтобы люди знали, откуда начался город.

Второе, что нужно сделать к юбилею, на мой взгляд, – поставить памятник основателю города Ивану Бухгольцу, который по указу Петра I и основал Омск. Непонятно, почему памятники сантехникам и городовым у нас есть, а основателям города – нет?!

Досье

Пётр ВИБЕ, доктор исторических наук, доцент, профессор Российской академии естественных наук, член-корреспондент Российской академии естествознания, сопредседатель Сибирского филиала научного совета исторических и краеведческих музеев при минкульте РФ, председатель Омского отделения Союза краеведов России. С 1993 года директор историко-краеведческого музея.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах